воскресенье, 6 июня 2010 г.

Малыш и телевизор

Телевизор прочно вошел в нашу взрослую жизнь. Когда стоит знакомить с ним кроху?

Яркая и динамичная картинка в телевизоре привлекает внимание ребенка. В два-два с половиной года вы уже можете услышать от своего чада требовательное «Хочу мультик!» – хотя в большинстве случаев не адаптированный для возраста и уровня развития конкретного малыша сюжет остается для него за гранью понятного. Но не стоит думать, что в этом возрасте просмотр телевизора – пустая трата времени, ребенок выносит из просмотра само действо, динамику, хотя может и не понимать смысла.

Телевизор прочно вошел в нашу взрослую жизнь. Когда стоит знакомить с ним кроху?

Яркая и динамичная картинка в телевизоре привлекает внимание ребенка. В два-два с половиной года вы уже можете услышать от своего чада требовательное «Хочу мультик!» – хотя в большинстве случаев не адаптированный для возраста и уровня развития конкретного малыша сюжет остается для него за гранью понятного. Но не стоит думать, что в этом возрасте просмотр телевизора – пустая трата времени, ребенок выносит из просмотра само действо, динамику, хотя может и не понимать смысла. После трех лет малышом обуревает глобальный исследовательский интерес – а как же все эти люди, дома, звери, машины поместились в такую маленькую коробочку? В этом же возрасте кроха учится сочувствовать экранным героям, несмотря на то что переживает все эмоционально и не всегда может объяснить словами происходящее на экране. Современным родителям, для которых телевизор – дело обыденное, все же хочется действовать по принципу "не навреди", а потому они все чаще задумываются над тем, как с пользой провести время у телеэкрана, сколько и какие именно программы дозволено смотреть их детям. И вообще – не вреден ли телевизор для здоровья малышей?
Смотрим правильно!

Первое, о чем думают любые родители, так это о здоровье своих детей. И если речь касается телевизора, то в голову приходят вопросы о том, как это влияет на зрение. Глаза – сложнейший орган, для правильного развития и функционирования которого необходима тренировка. По убеждению медиков, просмотр телевизора такой тренировкой не является. Наоборот – когда мы сидим у экрана, глазная мускулатура лишена движения, а проекция точек, составляющих единое изображение на телеэкране, не побуждает мышцы к работе. Получается, что глаза отдыхают, но этот отдых не полезен, потому что «оптические» впечатления, процессы зрительного восприятия, протекающие в глазу, являются неотъемлемой частью деятельности мозга. Поэтому просмотр телепередач должен быть строго дозирован: в полтора-два года не стоит смотреть телевизор более 15 минут в сутки, после трех лет это время можно увеличить до получаса, к школьному возрасту – до часа-полутора с перерывами не менее 15-20 минут. Причем расстояние до телевизора – не менее 2 метров. Не рекомендуется смотреть телевизор лежа и при выключенном свете. Экран должен располагаться на уровне лица, не ниже и не выше – это снижает нагрузку на мышцы спины и шеи.

Не оставляйте малыша наедине с телевизором, превращая аппарат в суррогатную электронную няню, смотрите передачи вместе с ним и обязательно объясняйте происходящее на экране. К сожалению, в действительности многие мамы, проводящие дома с ребенком целый день, используют телевизор как отдушину – малыш сидит тихо и у мамы есть возможность заняться своими делами или отдохнуть.

Комментирует психолог. Для детей до года и старше телевизор является «универсальным раздражителем». ТВ «нагружает» сразу несколько органов чувств ребенка – зрение, слух, а также эмоциональную сферу и стимулирует познание. В более позднем возрасте, когда малыш начинает узнавать и запоминать какие-то сюжеты, ТВ, без сомнения, «нагружает» и интеллект. Таким образом, ТВ для ребенка может сыграть развивающую роль, но только при соблюдении ряда условий.

В первую очередь это ограничение времени пребывания крохи перед телевизором как раз по причине его явной «раздражительности». Если сильный раздражитель действует на малыша слишком долго, то из развивающего «блага» он быстро превращается в дестабилизирующее «зло». Хотя маленькие дети, как правило, сами регулируют время своего пребывания перед ТВ: если ребенок уже не смотрит на экран, ТВ ему больше не нужен. Очень плохо, когда телевизор является панацеей для вечно занятой мамы, которая действительно видит в нем «няньку».

Вот некоторые негативные последствия длительного пребывания малыша у телевизора. Понятно, что все эти последствия индивидуальны и по- разному проявляются у детей:

* снижение самоконтроля;
* возбудимость;
* неспособность занять себя, уменьшение активности, неразвитость воображения (из-за пассивного потребления информации);
* поверхностное восприятие;
* эмоциональная «выхолощенность».

Есть семьи, в которых постоянно включенный телевизор – обычное дело: его и не смотрят, но и не выключают. Такого быть не должно, тем более это действительно вредно. Не только дети, но и взрослые вынуждены постоянно находиться в зашумленной среде. Это ведет к тому, что члены таких семей становятся легко возбудимыми и быстро утомляются, ощущают постоянный дискомфорт, повышенное чувство усталости, вместе с тем возможны нарушения сна. Посторонние звуки мешают сосредоточиться, отвлекают, что само по себе раздражает, и вот уже какая-то мелочь способна вывести человека из равновесия...
Что интересненького?

Бегло изучив ТВ-программу, большинство родителей остаются разочарованы: по их мнению, не так много телевидение может предложить нашим детям сегодня. Тем не менее есть что посмотреть сначала самим, а потом решить, нужно ли показывать это детям. "Вкусные истории", "Спокойной ночи, малыши!", "АБВГДейка", "Дисней-клуб" и множество других (а если еще «пройтись» по дециметровым и местным телеканалам, количество передач для детей будет исчисляться десятками) – в общем, выбор есть. Очень жаль, что нынешние малыши не смогут увидеть передачи, которые смотрели их родители, будучи детьми, например добрую "В гостях у сказки". Правда, радует, что на телеэкране получила новое рождение передача "КОАПП", которая звучала раньше только в радиоэфире. Но постоянно «на слуху» и «на виду» лишь две передачи, широко раскрученные, поддерживаемые различными товарами заданной тематики, то, что на Западе называют брандом, – «Телепузики» и «Улица Сезам».

Комментирует психолог. Особенность передач про телепузиков – подчеркнутая простота сюжетов и многочисленные повторы. Но и это может быть неожиданно, а потому интересно для ребенка, уже привыкшего, что сюжет развивается последовательно. В таких передачах сделан акцент на простейших действиях – пошли, взяли, обнялись, спать легли. Оказывается, про это тоже делают передачи, и быт ребенка, который он узнает в историях про телепузиков, тоже может стать сюжетом для ТВ-программы. А кроха, следовательно, сам будет героем этой передачи! Это льстит детскому самолюбию. Что касается более старших детей, которые уже «выросли» из телепузиков по определению, – для них в этой программе также есть множество привлекающих элементов. Необычность внешнего вида персонажей: то ли зверьки, то ли игрушки, то ли инопланетяне, то ли актер у них внутри, то ли сложно управляемая техника – все это интригует. Продуманность мира, среды обитания этих персонажей: есть и что-то знакомое – холмики, кролики, цветы, солнце, а есть и необычное – инопланетный домик, робот- пылесос, главные герои.

Каждая из детских телепрограмм, впрочем, это касается и мультфильмов, и фильмов-сказок, рассчитана на определенный возраст. Поэтому в первую очередь стоит отдавать предпочтение той программе, которая будет понятна именно вашему малышу – исходя из его возраста и индивидуальных особенностей развития. Хотя детям интересны и другие программы, многие из которых предназначены для взрослых. Но и они являются для ребенка бесценным источником информации.

Конечно, не следует смотреть вместе новостной выпуск, где что ни день, то сообщения об агрессии или трагедии, но можно вместе посмотреть сюжет из «недетской» передачи о природе. В этом отношении телевизор просто незаменим – не в каждом зоопарке живут крокодилы и львы, выйдя на улицу, вряд ли увидите извержение вулкана, а рассказ об океане, где «много воды», не даст ребенку полного представления – в ванне воды тоже немало. Все это увидеть можно только по телевизору. Иногда не стоит полагаться на диктора или ведущего, который якобы все расскажет. Разъяснить так, чтобы малыш действительно понял суть дела, могут толь- ко сами родители.
Враг или союзник?

Мамы и папы могут превратить телевизор в помощника в воспитании малыша, но для этого нужно соблюдать ряд несложных условий.

* Родителям следует четко ограничить время просмотра. Кроме того, эмоциональному и впечатлительному малышу не нужно смотреть телевизор непосредственно перед сном. Однако, если просмотр любимого мультика стал частью «засыпательного» ритуала так же, как чистка зубов или одевание пижамы, – это на пользу. Малыши любят, когда все идет «по плану».
* Всегда сами предварительно просматривайте телепрограммы, которые собираетесь показать ребенку. Попытайтесь встать на место своего малыша, вспомните, что нравилось вам во времена своего детства. Отдайте предпочтение отечественным короткометражным мультфильмам – не столько по задумке мультипликаторов, сколько по причине быстрой детской утомляемости, длятся они не более 10-15 минут.
* Не позволяйте ребенку быть пассивным наблюдателем. Комментируйте то, что смотрите (или только что просмотрели). Узнавайте персонажей, зверей, предметы быта, обсуждайте то, чем занимались герой мультфильма или передачи (пели, танцевали, прыгали…). Предложите малышу заняться тем же, что и участники телевизионного действия – рисованием, лепкой, аппликацией, полейте вместе цветы или отправляйтесь гулять. После просмотра мультфильма про Винни-Пуха прочитайте ребенку историю из жизни плюшевого мишки или, наоборот, посмотрите мультик после того, как он услышал из ваших уст о его приключениях.
* Родительские комментарии особенно важны в возрасте от 3 до 6-7 лет, когда взрослые способствуют правильному формированию жизненного восприятия. Малышу просто необходимы ваши объяснения про реальность и вымышленность персонажей (например, Карлсона), об их поведении (гулять по крышам и пугать грабителей можно только в сказке). Ребенок должен понять, что в мультфильме возможно все, но не все возможно в реальной жизни.
* После просмотра тех или иных программ наблюдайте внимательно за крохой, отметьте все изменения, происходящие в его поведении.
* Если телевизор является своего рода помощником (например, ребенок сидит спокойно, когда ему подстригают ногти или чистят ушки, только перед ТВ), выбирайте время для нелюбимых малышом процедур, когда по ТВ показывают мультфильмы или детскую программу. Но не злоупотребляйте этим свойством телевизора зачаровывать ребенка и «выключать» его из обычной жизни.
* Бросаться в крайность и запрещать малышу смотреть телевизор не следует, особенно если ребенок уже в курсе, что такое мультфильмы и детские передачи. Нередко это приводит к тому, что кроха становится телеманом – научившись включать ТВ самостоятельно, он в отсутствие родителей будет смотреть все подряд, в том числе и то, что действительно детям видеть не стоит.
* Если же ребенок углядел что-то непонятное для него и обращается с вопросом, например, о том, почему этот дядя обнял тетю, объясните доступно: «Когда взрослые любят друг друга, они обнимаются». При этом, несомненно, следует сделать отличие тех знаков внимания, которые оказывают друг другу взрослые, от проявлений нежности к ребенку, исходящих от родителей или родственников.

Благодарим психолога Марину Зажигину за помощь в подготовке материала
Мнение логопеда Ларисы Никитиной

ТВ, несомненно, влияет на словарный запас ребенка. Поэтому особенно важен просмотр передач, соответствующих возрасту. Тогда происходит обогащение словарного запаса, хотя и не такое активное, как из книг. Сегодня в среднестатистической семье у ребенка, лишенного просмотра телевизора, словарный запас меньше. Поэтому, решив отказаться от просмотра телепередач, вы должны специально заниматься с малышом! Правда, на всех детей ТВ действует по-разному, поэтому важны индивидуальный подход к ребенку, наблюдательность родителей по отношению к тому, как реагирует малыш на просмотр различного рода программ. Не стоит увлекаться сплошь мультфильмами – искаженный язык, сюсюканье портят постановку речи у детей. Малыши иногда перенимают жуткие интонации, неправильно произнесенные звуки, а это потом приходится исправлять с помощью логопеда.
Часто телевизор помогает развить усидчивость у детей с нарушениями концентрации внимания. ТВ для таких малышей является инструментом обучения. Правда, просмотр обучающих программ должен обязательно сопровождаться комментариями взрослого.

Источник: "Лиза Мой ребенок", февраль, 2003г.

Источник: http://www.eka-mama.ru/matter/children/1724.html

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий