понедельник, 21 июня 2010 г.

Результаты изучения применения мебикара и ноотропных препаратов с целью повышения эффективности трудовой реабилитации инвалидов – психически больных

Реферат. В ходе исследования 120 пациентов – инвалидов II группы в результате шизофрении и органических заболеваний головного мозга удалось получить данные, свидетельствующие о приоритете употребления мебикара как препарата, заметно улучшающего трудовую реабилитацию вышеуказанных больных. Отмечено, что психотропные препараты (ноотропы, транквилизаторы, нейролептики) дают возможность устранить фармакологически чувствительные морбогенные причины нарушения трудоспособности. Новые факторы трудоспособности в связи с медикаментозным лечением не появляются. Выявлено, что самыми желательными фармакодинамическими эффектами терапии следует считать улучшение интеграции сбалансированности психических функций и координации движений.

По статистическим данным, опубликованным в 1992-1993 гг., в нашей стране более 1 млн психически больных инвалидов [1]. Число пациентов, впервые признанных инвалидами, возросло с 1988 по 1992 г. на 36,9%, причем количество инвалидов III группы снизилось при этом на 18% [8]. То есть в настоящее время в стране растет количество инвалидов по психическим заболеваниям, усиливается тяжесть заболевания. Экономические затраты на психически больных из госбюджета России на 1993 г. составили около 90 млрд рублей, а потери в связи с недопроизведенным национальным доходом вследствие исключения из производственного процесса психически больных с временной и постоянной нетрудоспособностью оценивались в 70-80 млрд рублей [8]. В то же время психиатрическая служба испытывает недостаток финансовых средств, площадей в психиатрических больницах и в психофармакологических препаратах [8].
В сложившихся условиях должна повышаться значимость трудовой реабилитации психически больных. Это единственный способ терапевтического воздействия на больных, приносящий экономическую прибыль, уменьшающий потребность в дефицитных койках психиатрического назначения и препаратах, а также дающий рабочие места для медицинских и производственных работников, занятых в уже существующей, но не загруженной системе учреждений трудовой реабилитации психически больных.
Совершенствование и повышение эффективности трудовой реабилитации психически больных должно вестись во многих направлениях. Одним из них является адекватная психофармакотерапия работающих пациентов [6].
Поскольку психофармакотерапия синдромо- и симптомотропна, нами были предварительно установлены психопатологические расстройства, играющие роль непосредственной причины утраты трудоспособности у больных. Таковыми у 80% обследованных оказались апатия, абулия, аутизм, отсутствие побуждений к труду, слабоумие со снижением интеллекта и памяти, разорванность мышления в структуре дефицитарных состояний. Продуктивные психопатологические симптомы – галлюцинации, бред, депрессия, мания и другие были причиной потери трудоспособности у 21 – 35% пациентов [5]. Эти симптомы, как правило, успешно купируются нейролептиками и антидепрессантами, поэтому главными мишенями для фармакологических воздействий при утрате трудоспособности психически больными являются дефицитарные расстройства, а цель применения психотропных средств – повышение функционального уровня и степени интеграции психической деятельности. Для достижения этой цели из арсенала психотропных препаратов теоретически, т.е. с учетом фармакодинамических эффектов, больше всего подходят ноотропы и мебикар [4, 6, 7].
Для практической проверки данного гипотетического положения было проведено изучение влияния на симптоматику психопатологии, инвалидизирующей больных, и на показатели трудовой деятельности этих же больных мебикара, пирацетама, пиридитола, пикамилона и пантогама (табл. 1). Отобрано 120 пациентов – инвалидов II группы в результате шизофрении и органических заболеваний головного мозга, работавших в лечебно-производственных мастерских при Республиканской психиатрической больнице МЗ РТ. Пребывание больных в стационаре и занятость производительным трудом в условиях, близким к фабричным, позволяли вести изучение влияния препаратов как на симптомы болезни, так и на трудовую деятельность. Методика изучения нами частично описана ранее [6]. На каждого больного была заведена специальная карта, в которую вносились сведения, отражающие клинические и трудовые характеристики пациентов до и после лечения изучаемыми препаратами. Суточные дозы лекарств: мебикара – от 0,9 г до 4,5 г; пирацетама – 1,2 г; пикамилона – 0,06 – 0,15 г; пиридитола – 0,2 г; пантогама – 1,5 г. Лечение назначалось в виде монотерапии на 1 мес. Выраженность симптомов оценивалась по стандартным 3-балльным шкалам [2]. По такому же принципу оценивались компоненты трудовой деятельности.
Результаты изучения влияния препаратов на симптомы патологии, инвалидизирующей больных, представлены в табл. 1.

3 4 1994 11 01 Результаты изучения применения мебикара и ноотропных препаратов с целью повышения эффективности трудовой реабилитации инвалидов   психически больных

Данные табл. 1 свидетельствуют, что на апатию и абулию наибольшее терапевтическое действие оказывали пирацетам и пиридитол. По частоте эффекта к ним приближался мебикар в средних дозах, но по выраженности действия в баллах мебикар был несколько слабее. Снижение понимания и памяти в большей степени уменьшалось на фоне лечения мебикаром и пирацетамом. Проявления аутизма редуцировались в большей степени благодаря лечению мебикаром. Дезинтеграция психических функций также в большей степени уменьшалась после лечения мебикаром, особенно средними дозами.
Результаты изучения влияния мебикара и ноотропных препаратов на компоненты трудовой деятельности и ее результаты при фармакотерапии работающих больных представлены в табл 2.

3 4 1994 11 02 Результаты изучения применения мебикара и ноотропных препаратов с целью повышения эффективности трудовой реабилитации инвалидов   психически больных

Табл. 2 показывает, что после лечения работающих пациентов изучаемыми препаратами появлялись изменения в психических и двигательных функциях, являющихся компонентами трудовой деятельности. Частота и выраженность этих фармакогенных изменений относительно невысокая и разнонаправленная – как в сторону улучшения, так и ухудшения трудовой деятельности. У каждого препарата обнаруживался свой спектр действия на трудовую деятельность.
При лечении мебикаром в средних дозах чаще, чем при лечении другими препаратами, появлялось желательное влияние на компоненты и результаты трудовой деятельности больных. Спектр эффектов отличался наибольшей гармоничностью, сбалансированностью и однонаправленностью в сторону улучшения трудовой деятельности. Мебикар в малой дозе, пирацетам, пиридитол и пикамилон чаще всего способствовали возникновению разнонаправленных изменений в компонентах трудовой деятельности и ее результативности. Чем сильнее у препаратов психостимулирующий эффект, например у пиридитола, тем чаще возникали нетрудовые мотивации, эмоциональная и волевая неустойчивость, приводившие к усилению дисгармонии, дезинтеграции как психических функций, так и компонентов трудовой деятельности и ее результативности. При лечении пантогамом, у которого седативное действие преобладает над психостимулирующим и ноотропным, положительное влияние на компоненты трудовой деятельности проявлялось реже и в меньшей степени по сравнению с другими ноотропами, но также реже наблюдалось отрицательное влияние на изучаемые показатели.
Заключение
Трудовая деятельность имеет сложную структуру, включающую социально-психологические, моральные, интеллектуальные, волевые, эмоциональные, когнитивные и другие компоненты. Социальные и биологические механизмы трудовой деятельности формируются у больных в преморбиде, как и у всех здоровых людей. Психические заболевания могут быть причиной нарушения некоторых компонентов трудовой деятельности и ее структуры в целом в зависимости от характера психических расстройств.
Психотропные препараты дают возможность устранять фармакологически чувствительные морбогенные причины нарушения трудоспособности больных и тем самым в большей степени реализовать имеющиеся у них трудовые потенции. Новые факторы трудоспособности в связи с медикаментозным лечением не появляются. Побочные действия психотропных препаратов, распространяющиеся на психические и двигательные функции, участвующие в процессе труда, могут приводить к развитию фармакогенно обусловленных нарушений трудовой деятельности [4]. Самые желательные фармакодинамические эффекты терапии – улучшение интеграции и сбалансированности психических функций и координации движений. Из всех изученных препаратов эти эффекты в наибольшей степени вызывает препарат мебикар в средних дозах.
Литература
1. Евтушенко В.Я. // Врач. – 1992. – № 12. – С. 40-41.
2. Жариков Н.М., Руденко Г.М., Зайцев С.Г. Методические указания по клиническому изучению новых психотропных средств / М-во здравоохранения. СССР. – М., 1976. – 115 с.
3. Зимакова И.Е., Макарчиков Н.С., Карпов А.М. // Журн. фармакол. и токсикол. – 1986. – № 5. – С 50-53.
4. Карпов А.М., Бурчагина Н.А., Зимакова И.Е. и др. // Актуальные вопросы клинической фармакологии: Междунар. конф. по клин, фармакологии, 15-я: Тез. докл. – Волгоград» 1990. – С. 58.
5. Карпов А.М., Макарчаков Н.С., Бурчагина Н.А. // Казан, мед. журн. – 1990. – № 4. – С. 291-293.
6. Карпов А.М., Зимакова И.Е., Тагирова Т.С. // Клиника, лечение и профилактика заболеваний нервной системы: Материалы науч.-практ. конф., посвященной 100-летию Казан, об-ва невропатологов и психиатров. – Казань, 1992. – С. 279-283.
7. Ковалев Г. В. Ноотропные средства. – Волгоград, 1990. – 368 с.
8. Ястребов В.С., Шевченко А.С., Солохина Т.А. и др. // Журн. невропатол. и психиатр. – 1993. – № 3. – С. 76-80.

Карпов А.М., Зимакова И.Е., Макарчиков Н.С. Результаты изучения применения мебикара и ноотропных препаратов с целью повышения эффективности трудовой реабилитации инвалидов – психически больных // Неврологический вестник. – 1994. – Т. XXVI, вып. 3-4. – С.38-41