пятница, 21 сентября 2012 г.

Психология преступника

Ли́чность престу́пника — совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.

Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивации, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, и прежде всего для криминологии.

Деятельность, в том числе преступная, во многом обусловлена психологическими особенностями самого человека. Уголовно-процессуальный закон, определяя предмет доказывания, требует выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иных обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого. Однако до настоящего времени на практике обстоятельства, которые характеризуют личность обвиняемого с достаточной полнотой, не устанавливаются*. Лишь в отношении несовершеннолетних закон указывает не� �колько более подробный круг обстоятельств, которые необходимо выяснить. Поэтому разработка признаков личности пре-ступника, подлежащих установлению, является важной задачей юридической психологии.
При криминологическом изучении на практике важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие. Влияние социальной среды на преступное поведение носит сложный характер. Другими словами, социально-экономические, политические и культурные аспекты жизни общества оказывают внешнее воздействие на формирование моделируемого механизма преступления тогда как психологические и психические особенности моделируемого преступни ка формируют его изнутри, составляя как бы внутреннее содержание. Такая градация факторов, конечно, весьма условна, и тем не менее это говорит о необходимости их комплексного использования.
Личность преступника представляет для криминологии и самостоятельный интерес, ибо она не просто отражает определенные внешние условия, но является активной стороной взаимодействия. Для нее характерна сознательная, целенаправленная деятельность. Связь социальных условий с преступным поведением является сложной, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В ряде случаев они в процессе длительного социального взаимодействия накладывают относительно стойкий отпечаток на личность и по� �ождают не отдельные преступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая проявляется в комплексе конкретных правонарушений.
Отличие преступного поведения от правомерного, по нашему мнению, коренится в системе ценностных ориентации, взглядов и социальных установок, то есть в содержательной стороне сознания. Общепризнано, что именно в координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, их взаимодействии надо искать непо-средственные причины преступного поведения*.
Анализ криминалистической литературы показывает, что вопросу изучения психологии преступника уделялось и уделяется большое внимание (Ратинов А.Р., Игошев К.Е., Глазырин В.В., Дулов А.В., Васильев В.Л. и др.). Практически каждая работа по криминалистической тактике и методике включает в себя те или иные психологические аспекты. Тем не менее, как свидетельствует практика, теоретические исследования психологических особенностей правонарушителей не совсем полно освещают картину преступной деятельности. Многие вопросы остаются за кадром в силу узких рамок предметов общей и юридической психологии. Так, например, выбор способа совершения преступления нередко осуществляется не только с учетом психологических особенностей преступника, но и его психической специфики. Последнее, как известно, не является предметом психологии*.
Психологическая типизация личности есть один из методов познания рассматриваемого явления, но необходимо изучать личности конкретных преступников с соответствующим теоретическим обобщением полученных данных.
Механизм социальной детерминации преступности требует сочетания двух подходов при изучении личности: социально-типологического и социально-ролевого. При социально-типологическом подходе анализируются прежде всего социальная позиция личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение. Во втором случае личность рассматривается как активный деятель, субъект общественных отношений. Социально-ролевой подход позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны, так как они налагают на личность обязанности, противоречащие действующему праву, и она может их выполнить только ценой правонарушения; предъявляют к ней взаимоисключающие требования, что ведет к социально-правовым кон-фликтам, выводят личность из необходимой для нее совокупности положительных воздействий и т. п.
В криминальной психологии один из основных вопросов — выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создать для данной личности криминогенную ситуацию.
Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей. Уже в силу социального характера его развития и воспитания каждому человеку свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей, достижения личных и совместных целей. В этих объединениях человек неизбежно занимает определенную позицию, в том числе и зависимую, подчиненную. Однако в отличие от убийц правопослушные люди при неблагоприятно складывающихся об стоятельствах способны выйти из группы, уйти от неудовлетворяющего их контакта либо постараются изменить внутреннюю позицию к таким обстоятельствам.
Практика показывает, что для различных видов преступлений (корыстных, насильственных, неосторожных) характерны различные искажения в мотивационной сфере правонарушителя. Совершение именно данного поступка субъектом обуславливается как внешней ситуацией (объективный фактор), так и установками субъекта, одна из которых на уровне сознания превращается в умысел (субъективный фактор). Эти установки аккумулируют прошлый жизненный опыт субъекта, являются результатом его воспитания, влияния семьи, определенной социальной группы и т. д.
Одним из существенных компонентов причинного комплекса преступности является неудовлетворение запросов людей как участников сферы потребления, обусловленное отставанием производства от платежеспособного спроса населения. На сегодняшний день общепризнано, что разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях и услугах и возможностями их реализации приводит к возникновению социально негативных последствий. Следует различать здесь по меньшей мере два варианта формирования преступного поведения.
Оно происходит аналогично уже рассмотренному нами воздействию социального противоречия в сферах труда и распределения, то есть дефицит предметов потребления и услуг влияет на психологию населения, порождая негативные социальные установки, что сказывается на уровне преступной активности населения. Дефицит услуг сказывается на состоянии насильственной преступности: слабое развитие бытового обслуживания ведет к повышению напряженности в отношениях между людьми, формированию конфликтного социально-психологического климата. По р езультатам исследований в регионе с менее развитыми бытовыми услугами число конфликтов в этой сфере больше, чем в других*.
Отметим, что дефицит, является одним из условий для занятия преступной деятельностью. Дисбаланс между спросом и предложением активно используется различного рода дельцами, повышающими посредством незаконных операций собственную платежеспособность. Потребительский дефицит способствует распространению спекуляции, мошенничества, взяточничества, частнопредпринимательской деятельности, коммерческого посредничества.
Личность насильственного преступника характеризуется, как правило, низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки основных сфер воспитания: семьи, школы, профессионально-технического училища, производственного коллектива. Мотивационная сфера этой личности характеризуется эгоцентризмом, стойким конфликтом с частью представителей окружающей среды, оправданием себя. Алкоголь здесь является в большинстве случаев катализатором, активизирующим преступную установку.
При выяснении механизма образования преступного умысла необходимо сочетать знание общих закономерностей преступности с глубоким изучением личности преступника. Последнему во многом способствует знакомство с социальными группами, членом которых является данный индивидуум. Изучение структур взаимоотношений, бытующих в ближайшей среде этого лица, знание психологии социальных групп, членом которых является эта личность, необходимы для раскрытия связи личности и общества, связи индивидуального и общественного сознания. Обществен� �ое лицо любого человека во многом обусловлено содержанием его микромира, психологическая структура которого слу-жит мощным катализатором индивидуального поведения. Очень часто характер поведения зависит от содержания соответствующих норм поведения окружающей среды.
Преступление можно рассматривать как отклонение от нормы во взаимодействии личности с окружающей социальной средой. При совершении насильственных преступлений нарушение нормального взаимодействия с социальной средой связано с острой конфликтной ситуацией. Часто происходит «заражение» конфликтной ситуацией и участие в групповых хулиганских действиях и массовых беспорядках больших групп лиц. Подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием, слабым уровнем общей культуры, легко возбудим ых, склонных к конформизму с лицами, находящимися в толпе. Хулиганские проявления одного человека могут служить эмоциональным сигналом и примером для подражания другим лицам.
Психология лиц, совершивших убийства, выявляет у них сильную зависимость от другого лица. Убийцы в целом относятся к такой категории людей, для которых свободная и самостоятельная адаптация к жизни — всегда трудная проблема. Факт преступления показывает, что выход из контакта с жертвой для иных — практически невозможный способ поведения. Следует иметь в виду, что эта зависимость может реализовываться не только в контакте с жертвой, но и с кем-либо иным, тогда преступление оказывается опосредованным зависимостью от третьего лица .
Убийство возникает как действие, направленное на сохранение автономной жизнеспособности преступника, как бы разрывающее связь с жизнеобеспечивающим фактором, который перестал выполнять эту приписанную ему функцию. Основным в происхождении убийств является онтогенетический фактор — блокирование способности к автономии в результате отвержения потенциального преступн� �ка другими лицами*. Подавляющее большинство убийств совершается с прямым умыслом, треть из них, как показывает практика, обдумывается заранее.
Изучение лиц, осужденных за убийства (500 чел.), показывает, что около половины осужденных за убийство начали употреблять спиртные напитки с раннего возраста. Алкоголь в несколько раз усиливал проявление агрессии и утяжелял ее. Агрессивные действия в основном проявлялись в угрозах, избиениях, оскорблениях и драках, то есть были направлены против личности и общественного порядка. Если среди лиц преобладали мужчины, то, как правило, более половины жертв были женщины.
В трети случаев убийца и жертва были незнакомыми друг другу или познакомились непосредственно перед преступлением. В 30% они являлись родственниками, причем в 8,6% — супругами; в остальных случаях — знакомыми, сослуживцами, соседями. Чаше всего убийства совершаются от 20 до 30 лет.
Всей группе осужденных за особо тяжкие убийства была присуща жестокость, проявлявшаяся в обращении с животными, детьми, престарелыми, женщинами,
Анализ условий воспитания показал, что осужденные за убийство в полтора раза чаще воспитывались в неблагополучных условиях, чем в благополучных. В детском возрасте около 20% росли без обоих родителей. Третья часть воспитывалась в неполной семье, при этом 9% — без матери, 75% — без отца. В каждом пятом случае неполнота семьи была связана с судимостью родителей. Наиболее криминогенный фактор — судимость матери.
При анализе материалов обнаружилось перерастание агрессивного поведения в детском возрасте в противоправное и преступное в подростковом и юношеском возрасте. Треть обследованных была впервые осуждена в возрасте 16-17 лет. Эти лица недобросовестно относились к работе, злостно нарушали трудовую дисциплину, пьянствовали, постоянно создавали конфликтные ситуации,
Из 500 осужденных за особо тяжкие убийства 380 была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В 180 случаях почти у каждого второго, прошедшего экспертизу, были отмечены различные аномалии, не исключающие вменяемости: хронический алкоголизм, психопатия, органические заболевания головного мозга, олигофрения и т. д.
Отметим, что в Особом разделе юридическая психология рассматривает психологические аспекты неосторожной преступности, исследуя при этом бытовую и профессиональную неосторожность.
В связи с бурным развитием техники и проникновением во многие сферы жизни мощных энергетических источников резко возросла общественная опасность неосторожных преступлений. Поэтому важнейшую задачу составляет раскрытие психологического механизма неосторожного преступления, позволяющего связать неосторожное поведение с индивидуальными особенностями личности.
Хотя при описании психологического источника неосторожности часто используются такие выражения, как «пренебрежительность», «легкомыслие», «беспечность», «расхлябанность» и прочее, однако подобные выражения предполагают скорее социально-этическую, чем психологическую, характеристику процессов, механизм возникновения которых остается нераспознанным. Поэтому важнейшая задача — раскрыть психологический механизм неосторожного преступления, связать неосторожное поведение с внутренним миром субъекта и системой ценностей, на к� �торую он ориентирован.
Полное и глубокое изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению ряда актуальных задач.
1. Правильная квалификация совершенного преступления.
2. Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий, особенно при допросе подследственного.
3. Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ресоциализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокие знания следователем и судьей индивидуальных особенностей и динамики развития данной личности.
4. Работа по выявлению причин и условий преступления проводится более глубоко и всесторонне, если следователь изучил психологические особенности личности обвиняемого.
В криминальной психологии большое значение имеет программа изучения личности преступника, в которой следует выделить следующие группы признаков.
1. Социально-демографические. В эту группу входят: пол, возраст, образование, партийность, социальное положение, специальность, шкала ролей и т. п.
2. Социально-психологические. В эту группу входят: интеллектуальные, волевые, нравственные качества, черты характера и т. п.
3. Психофизиологические. В эту группу входят: темперамент (сила, подвижность и уравновешенность нервной деятельности), специальный тип высшей нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности*.
Психологическое изучение личности обвиняемого, а затем подсудимого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (мышления, восприятия, памяти и других познавательных процессов).
Следует отметить, что в рамках уголовного процесса могут изучаться не все психологические особенности подследственного, а только имеющие принципиальное значение для уголовного дела. Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в з� �висимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого. Психологию личности обвиняемого следует изучать так, чтобы следователь мог обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминологических и исправительно-трудовых проблем по конкретному делу. Широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера.

По материалам: http://blogerov.net/psihologiya/225-psixologiya-prestupnika.html

 

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

среда, 19 сентября 2012 г.

Не могу поменяться

Здравствуйте! Никак не могу поменять себя! Прекрасно понимаю и вижу свои пробелы,но ничего не менятся из года в год.
Ниже напишу по пунктам основные проблемы во мне:
1) Не умею общаться с девушками,не вижу интереса в общение со мной.
2) «Шестерка» в общение с друзьями. ( Помогаю кому-то чтобы получить свое уважение)
3) Неуверенность в себе,не смотря на то что я занимаюсь единоборствами уже давно.
4) Не могу понять иногда чего я хочу! Например не могу определится где мне и кем работать!
5) Могу очень часто менять свои мнения и поддакивать собеседнику.

Могу раскрыть пункты более подробно,чтобы у Вас было больше представление обо мне.
Очень надеюсь на Вашу помощь! Мне нужно меняться,обязательно…

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Кризис отношений

Здравствуйте,меня зовут Аделина,мне 21 год.Мы со своим парнем встречаемся уже 5 год,мы ровесники.Первые 2 года все было идеально ,я сама себе завидовала,но потом начались ссоры.Он начал гулять все больше и больше с друзьями по клубам,а на меня времени у него нет,все потом и потом,говорит изменюсь,меняется на неделю и все,потом заново все.Сам первым не звонит,не пишет.А сейчас я узнала ,что он созванивается с одной девчонкой,я не знаю ,что мне делать.Я его люблю.Он говорит,что любит он меня ,и не хочет потерять)После свадьбы по его словам похождени й ,гулянок не будет.Посоветуйте ,пожалуйста,что делать?Чтобы он сам начал звонить.писать,уделять больше внимания?Что я должна сделать ,чтобы заинтересовать его заново?

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Мне очень сложно

Здравствуйте,мне очень сложно мне27лет и я одинока. Я не знаю
что я хочу,кем работать.До этого занималасьспортом былибольшие успехи,сделали операцию и начала жить заново,С родителями мне не повезло мать инвалид шизофрения а отец умер от алкоголя,так что детства у меня не было,
Сама я привлекательная девушка,
но почемуто к парням не тянет
С работой тоже сложно тк мне пришлось все самой делать и зарабатывать,училась я мало не было возможности был только спорт.
Амбиций и энергии очень много но куда идти и шагнуть куда я не знаю,поэтому мне страшно за себя.

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Ревность

Здравствуйте, уважаемый психолог. Помогите пожалуйста мне разобраться в моей проблеме. Дело в том, что я очень ревнивый. У меня есть девушка, ей 17 я на год её старше. И мы, бывает, часто ссоримся. Однажды я проанализировал все наши ссоры, и понял, что почти всегда, они возникают из за моей ревности.
Она недавно улетала в летнюю школу-пансион в Англию (она туда улетает почти каждое лето). Давным давно, она мне сказала, что в этой школе, у неё до меня, был парень. И когда она туда полетела, я очень переживал, вдруг она его там встретит, и у неё вновь появятся к нему чувства. Хотя, как она говорила, она его не любила, а он ей просто нравился, или просто была влюбленна в него. Но всё равно я переживаю. У неё там есть подруга, с которой она давно дружит. Вдруг она со своей подругой будет обсуждать своего бывшего? А если будет обсуждать, то значит он ей не безразличен, так? Вот такие вот мысли мне постоянно лезут в голову. Хотя, за все эти 9 месяцев, сколько мы встречаемся, она при мне не разу о нём не упомянула. Она говорит, что считает меня своим первым парнем. А всё что было до меня, она вспоминать не хочет, и говорит что первый парень которого она полюбила это я. А все остальные до меня ей максимум нравились и всё. И я ей верю, но почему то ревную сильно.
Ещё недавно произошла одна ситуация. У меня в училище есть одна однокурсница. Я раньше с ней гулял, веселился, но не дружил. Меня моя девушка стала к ней ревновать. Я ей говорил, что эта однокурсница пьёт и курит, и поэтому между нами вообще ничего быть не может. Со временем, я стал меньше гулять с однокурсницей, а потом вообще перестал, потому что она постоянно курит, пьёт, и шляется по подъездам. И поэтому я решил что не буду с ней гулять. Моя девушка перестала меня ревновать к ней после этого. Более того, она стала потом к ней хорошо относиться. П� �зже, случилось так, что моя однокурсница, стала общаться с моей девушкой в интернете. А потом вообще погулять с ней хотела. Я отнёсся к этому негативно, потому что это два разных человека. Однокурсница пьёт, курит, а моя девушка порядочная и не пьёт и не курит. Я боялся и очень переживал, что она будет гулять с ней, и тем самым попадёт под её влияние, и тогда начнёт пить, курить, и материться как однокурсница. Я всё делаю, чтобы они не встречались, и мы из за этого ругаемся с девушкой часто. Ещё, что меня очень начало злить, так это то, что когда они о� �щаются в интернете, моя девушка ей всё рассказывает, все свои проблемы, а та её утешает. А ведь раньше я всегда её утешал, и она всегда ко мне обращалась с помощью и поддержкой моральной. А теперь к ней. И это всё у меня вызывает ещё один повод для ревности. Я начинаю ревновать свою девушку, к своей однокурснице.
Дайте совет! Скажите, пожалуйста, что мне делать во всей этой ситуации? Как разобраться?
Заранее спасибо!

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Покраснение лица

Здравствуйте!
При разговоре с людьми и на приёме у врачей, чувствую внутри образующийся жар и краснею, как рак, совершенно без причины.
Подскажите, пожалуйста, как это предотвращать, или как-то выходить из этого? Вижу, как люди это замечают и мне очень стыдно.

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Зачем нужны курсы по подготовке к родам?

Когда я стала ведущей курсов по подготовке к рождению малыша, от многих стала слышать подобные вопросы: «А зачем?» «А как же раньше рожали без курсов?» и т.п.

В общем своем вопросы задавали те люди, которые реально уверены в то, что давным давно женщины поголовно рожали в полях. Но ведь это не так. Да, такое случалось, но очень редко и это совершенно не норма. И раз уж так многие любят обращаться к тому а как же было раньше, то давай-те рассмотрим.

Издревле женщины проходили подготовку не только к рождению малыша, но и воспитанию. Да, да, именно так — подготовка была! Так что то, что раньше рожали без всякой подготовки это всего лишь МИФ.

На Руси в семьях всегда было много детей — это было нормой. Маленькая девочка, с самого детства помогала следить за младшими и воспитывать их — Чем не подготовка к воспитанию? Точно также девочка видела, что в беременности и родах нет ничего страшного, что это естественно. Когда девушка подрастала, то помогала повитухе подавать все необходимое для родов. К моменту своей беременности и родов, молодая женщина уже все знала и страхов не было. К сожалению, нельзя об этом сказать сейчас. В своей работе я не раз встречала молодых женщин, кото� �ые не то, что не представляют, а бояться представить себе что же такое роды. А страха ни во время беременности, ни тем более во время родов быть не должно. Поэтому основная задача курсов по подготовке к рождению малыша — предоставить возможность получить знание и представление что же такое роды, что происходит в этот момент с женщиной, что происходит с малышом, что делает и чего не делает мед.персонал и многое другое.

 

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru