пятница, 18 июня 2010 г.

Процесс родов ребенка

Процесс родов ребенка

Процесс родов ребенка

Казалось бы, в наше время информации о том, что происходит с женщиной во время беременности и при родах, предостаточно. Но оказывается, что далеко не все женщины имеют полное представление о том, что их ждёт в завершающей фазе беременности. Многие боятся родов только потому, что не знают, чего ждать от этого процесса. Но на самом деле, роды – это вполне предсказуемый процесс, основные этапы которого легко можно себе представить.

Беременность.
В норме беременность длится около 40-ка недель, то есть примерно 280 дней. За это время плод полностью сформировывается и превращается в жизнеспособного развитого малыша. Если роды начинаются раньше или позже – это говорит о нарушениях в работе организма и чревато самыми различными последствиями как для матери, так и для ребёнка. От того, когда малыш появится на свет, зависит его здоровье. А время, когда он родится, в свою очередь зависит от состояния матки, здоровья женщины и динамики развития плода. Когда ребёнок готов родиться, организм начинает помогать ему в этом.

Первый этап.
Каждая женщина может легко определить, что у неё начались роды. Об этом скажут довольно болезненные схватки, которые случаются через каждые 15 минут и длятся от нескольких секунд до нескольких минут. С течением времени схватки усиливаются, интервал между ними становится меньше, а сами схватки длятся дольше. В это время околоплодные воды вытекают – сразу или постепенно. Если этого не происходит, врачи часто прокалывают пузырь, чтобы выпустить околоплодные воды. Если вы заметили кровянистые слизистые выделения – это говорит о том, что вышла слизистая пробка, которая и дала возможность отойти околоплодным водам. На первых этапах родов шейка открывается постепенно, этот период может длиться до 8 часов.

Второй этап.
На втором этапе родов схватки становятся регулярными, довольно сильными, промежуток между ними стремительно сокращается. В норме шейка матки открывается до полутора сантиметров час. Иногда этот процесс проходит быстрее, иногда он затягивается. Ребёнок в это время опускается вниз, это происходит постепенно. Это своего рода защитный механизм, который препятствует появлению травм. Продвигается ребёнок между схватками.

Третий этап.
Затем шейка матки раскрывается полностью – до 11 см. После этого и начинается, собственно, рождение малыша. Голова ребёнка входит в таз матери, начинаются потуги. Это ощущение отлично от схваток, особенно чувствуется напряжение брюшного пресса. В норме процесс родов длится не более часа, в это время рождается головка, затем врачи помогают выйти плечикам ребёнка, затем малыш рождается полностью. После рождения малыша могут положить на живот маме и приложить к груди. Это происходит сразу после того, как врач очистить рот и нос ребёнка от слизи и проверит рефлексы.

Финал.
На рождении малыша роды не заканчиваются – через 10 – 15 минут матка сокращается снова и происходит рождение плаценты. После этого процесс родов можно считать завершённым, если обследование врача показало, что матка освободилась от всех частей плаценты, пуповины и других органов, которые помогали малышу развиваться. После этого на живот мамы кладут грелку со льдом, чтобы ускорить сокращение матки, а уже после нескольких часов отдыха мама сможет вставать и самостоятельно ухаживать за новорожденным.

Конечно, это сценарий идеальных родов. Иногда случаются отклонения, и требуется вмешательство врачей, но каждая мама надеется на лучшее. Во многом благополучный исход родов зависит от готовности матери и от её представлений о родах. Поэтому важно знать всё, что будет ждать вас во время рождения малыша, это поможет собраться и не делать ошибок.

Источник: http://www.defectolog.ru/articles/27/32/?x=1&theme=682

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Логопедическая карта обследования при дислалии

Фамилия, имя ребенка Дата рождения Домашний адрес N д/с, школы, класс Жалобы родителей Краткие анамнестические данные Когда ребенок начал говорить Особенности строения речевого аппарата Состояние общего слуха Состояние фонематического слуха Звукопроизношение: отсутствие, замена, искажение звуков, нарушение звуковых дифференцировок Состояние общих речевых навыков: темп, ритм, артикуляция, дикция, голос, речевое дыхание, словопроизношение Диагноз: Дата обследования Логопед

Источник: http://www.defectolog.ru/documents/1015/?x=1&theme=676

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Сенсорная алалия

При сенсорной алалии главным является нарушение восприятия и понимания речи (импрессивной стороны речи) при сохранном физическом слухе. Сенсорная алалия обусловлена поражением височных областей головного мозга левого полушария (центр Вернике).
Дети или совсем не понимают обращенной к ним речи, или понимают ее крайне ограниченно. При этом они адекватно реагируют на звуковые сигналы, могут различать после небольшой тренировки разные по характеру шумы (стук, скрежет, свист и т.п.). Вместе с тем дети испытывают большие трудности в определении направления звука.
У детей с сенсорной алалией отмечается явление эхолалии - автоматического повторения чужих слов. Чаще всего вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.
В ряде случаев дети пытаются назвать предъявленные им предметы, картинки и в то же время неправильно выполняют просьбу дать (показать) эти же предметы или картинки.
Ведущим нарушением для этой редко встречающейся категории детей является нарушение фонематического слуха (восприятия фонем родного языка), проявляющееся в разной степени. Оно может обусловить полное неразличение речевых звуков, т.е. непонимание ребенком обращенной к нему речи, а в более легких случаях - затрудненное восприятие речевого материала на слух.
Недостаточность фонематического слуха может проявляться в том, что дети не различают слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (дочка - бочка, мишка - миска, рак - лак), не улавливают разницу в грамматических формах.
Детей, страдающих сенсорной алалией, нередко смешивают со слабослышащими детьми и с сенсорными афазиками.
Следует избегать слишком категоричных выводов по поводу умственного развития ребенка с сенсорной алалией. Непонимание речевого задания и его невыполнение может быть ошибочно принято за интеллектуальную недостаточность. Поэтому в таких случаях целесообразно предложить ребенку выполнить практическое задание по образцу, например, построить башенку с заданным чередованием элементов с учетом их формы, цвета, размера или выложить из мозаики геометрическую фигуру. Важно при этом выяснить, как ребенок ориентируется в дидактическом материале, принимает ли он помощь взрослого, подражает ли другим детям.
Такого ребенка важно своевременно выявить и направить на консультацию к отоларингологу (в сурдоцентр) для исследования слуха объективными методами, а затем к психоневрологу и логопеду.
Несмотря на то что в практике случаи сенсорной алалии встречаются крайне редко, эти дети требуют к себе пристального внимания, так как только в соответствующих условиях и при длительной коррекции возможны частичная компенсация данного дефекта и подготовка ребенка к обучению в специальной школе для детей с нарушениями речи.
Литература
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей. М., 1993.

Источник: http://www.defectolog.ru/articles/27/28/?x=1&theme=692

Сатарова Нина

Это о моем сыне Николае. В 4 года мы обследовались в сурдоцентре и в ЛОР НИИ. Нам поставили моторную алалию и имбицильность.К 10 годам он самостоятельно стал пытаться говорить и писать буквы . Все предыдущие года мы исправно ходили в группу необучаемых детей. Если у кого-то есть иллюзии по поводу обучения в спецсадиках и школах подобных детей - поспешите их развеять. Только индивидуальные занятия глаза в глаза дадут результат. И только десятилетнему ему поставили сенсорную алалию! Cпециалисту понятно, что время упущенно. Теперь мы занимаемся дома с логопедом, учимся слышать и проговаривать каждое слово, понимать значение вопросов: что делать? какой? и т. д. Это даже не сложно, это архисложно. Результаты по капле, но они есть. Сейчас Николаю 12 лет. За два года домашних занятий он научился говорить элементарные предложения,с ним стало возможно общаться словами и фразами. И это после его " птичьего языка ". Однако, поверьте, в спецучереждениях никто не будут заниматься с подобным ребенком. Просто нет такой методы. У меня четверо детей, потому ему хватает общения. Занятия платные, и заниматься можем себе позволить только раз в неделю. А если бы диагноз был поставлен своевременно?!!!

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Способы и приемы формирования межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Прислала Helgakrona, дефектолог
В этой статье будут приведены два приема, которые педагог может применять в процессе педагогической работы с детьми дошкольного возраста, с ЗПР в частности. Первый из них носит психологический характер, ориентированный на то, как надо реагировать на то или иное поведение ребенка в определенной ситуации.

Частенько во время занятия (и не только) дети, с задержкой психического развития в частности, проявляют реакции или поведение, которых мы от них не ожидаем. Ребенок начинает капризничать, баловаться, а если это несколько детей вместе, то может дойти дело и до кусания. Что в этот момент мы испытываем, как педагог, как взрослый? Не скрою, у меня первое время, когда только начинала работать дефектологом, сначала появлялась обида "я же такая хорошая, стараюсь для них, а они мне устроили!..", потом раздражение и тому подобный набор ощущений. В итоге занятие проходило не так, как хотелось бы, а уж об удовлетворении проведенной работой и речи не было.
Как упоминалось выше, в какой-то момент мне в руки попала книга Эды Ле Шан. Именно она помогла понять, в чем моя ошибка: я смотрела на проблему формирования общения детей со своей позиции и только. Но ведь есть еще и другая сторона, ведущая сторона, это ребенок. Как на счет того, чтобы встать на сторону ребенка, на время представить себя в какой-то мере этим малышом, которому почему-то захотелось укусить другого малыша?
Приведу несколько тезисов психолога и педагога Эда Ле Шан, адресованных родителям, как попытку предложить один из способов, который можно применять в практической деятельности и педагогу (специалисту, воспитателю).
"Обычно дети сводят друг друга с ума, когда испытывают какие-то потаенные чувства, которые никто не понимает и не обсуждает. Младенец кусает другого малыша, потому что сердится, а другого способа выразить это чувство не знает" (Эда Ле Шан, с. 357).
"Смешанные чувства характерны для всех людей без исключения, и это правило подтверждается, когда ребенок в присутствии других детей ощущает одновременно и восторг и угрозу. К 2-3 годам дети еще не успевают научиться ладить друг с другом. А потому они прибегают к всевозможным способам самозащиты: отказываются что-либо делать по очереди, кусаются, дерутся, царапаются, визжат, щиплются, отбирают у других понравившуюся вещь, а когда дела приобретают совсем скверный оборот, тут же бегут за защитой к ближайшему взрослому" (Эда Ле Шан, с.360).
"Маленьким детям не хватает жизненного опыта и словарного запаса, а также информации, чтобы придумать какой-то другой способ самоутверждения. И при этом малыши хотят общаться со сверстниками, потому что хотят поиграть" (Эда Ле Шан, с 360).
Когда усталость граничит с безумием.
Проблема: "Однажды днем в автобус вошел мужчина, на руках он держал девочку, которая громко плакала. Поскольку она кричала во всю мощь своих легких, он хорошо видел раздражение на лицах остальных пассажиров" (Эда Ле Шан, с.108).
Решение: "..он крепко сжал орущее создание в своих руках и сказал ей тихо, но твердо: "Дженни, дорогая, я знаю, как тебе плохо. Ты проголодалась и устала, это страшное ощущение. Ты не можешь прекратить плакать, хочешь остановиться, но не можешь. Давай я покачаю тебя. Скоро мы будем дома, ты ляжешь в свою кроватку, а я спою тебе перед сном". Через несколько мгновений, как только сигнал понимания пробился через утомление, Дженни успокоилась..." (Эда Ле Шан, с.108).
Как только взрослый осуществляет попытку помочь ребенку, чувства смущения, вины и гнева начинают исчезать. Скажите себе: "Когда маленький ребенок устает, весь мир рушится, и это, может быть, когда-то случалось со мной" (Эда Ле Шан, с 108).
Когда малыш кусается.
Проблема: "Она показала мне несколько уродливых шрамов на лице и руках Греты, куда Кенни укусил ее. Бабушка была вне себя. "Мы сходим с ума, мы не знаем что делать, - сказала она, - Мыли ему рот с мылом, посыпали язык перцем, избили его до полусмерти, но никакого результата" (Эда Ле Шан, с.142).
Решение: Ребенок нуждается в любви и понимании взрослых. Он тот же малыш, что был неделю назад, но теперь, когда он испуган или рассержен, им овладевает странное и непреодолимое стремление защитить себя любым путем. Он не хочет быть нелюбимым, он очень хочет знать, как ему остановиться. Но ответ на свой вопрос чаще всего не получает. В ответ взрослые сами кусают его, намыливают ему рот или задают трепку, и он думает, что если старшие так поступают, они просто-напросто тоже не знают, что делать, как защищаться.
Ребенку в этот момент особенно нужно, чтобы рядом с ним оказался умный и чуткий человек, который помог бы ему найти выход из беды: "Нет. Тебе нельзя кусаться... Ты не должен кусаться, я тебе этого не позволю и никому не дам укусить тебя. Ты очень маленький и иногда не можешь остановиться, но очень скоро ты поймешь, как это плохо. А пока посиди один и подумай" (Эда Ле Шан, с.143).
У этого метода, как отмечает автор, есть ряд преимуществ. Одно из них состоит в том, что он уменьшает число социальных контактов между маленьким ребенком и другими людьми. Вполне может быть, что кусание служит одним из проявлений истерии, возникающей оттого, что ребенок слишком много времени вовлечен в социальные контакты. Одиночество помогает малышу понять, что несмотря на трудности общения с людьми, на самом деле он этого хочет, и когда его изолируют от них, ему очень грустно.
Уметь сказать детям решительное "нет".
Проблема: "однажды я стояла в очереди в супермаркете за женщиной с двумя детьми. Ее тележка была нагружена до краев продуктами, многие из которых брали с полок дети: печенье, хрустящий картофель, сладкие булочки. В какой-то момент мать попыталась положить несколько банок с грейпфрутовым соком в корзину, но мальчики запротестовали, и она заменила их бутылками с лимонадом... было видно, что основными покупателями были ребятишки, а мать старалась доставить им удовольствие и разбудить аппетит" (Эда Ле Шан, с.166).
Решение: Проявляя чуткость и заботу о детях, мы слишком часто перегибаем палку и не выражаем твердые требования и ограничения к ним даже в тех случаях, когда это необходимо для успешного физического и психического развития. Но это не означает, что надо научиться говорить решительное "нет" без обсуждения, без объяснения и подлинного понимания обиды и гнева ребенка.
Мы должны проявить терпимость по отношению к ребенку, объяснить, почему не разрешаем ему делать то или это, иногда уступить ему, а иногда просто пойти на компромисс "Я знаю, что ты на меня сейчас дуешься, но я не могу тебе позволить делать это, поскольку это вредно для твоего здоровья".
Другой способ, педагогический, игровая деятельность. Неоспорим тот факт, что игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте, оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Научиться полноценному общению и взаимодействию друг с другом детям помогает игровая деятельность.
Выдающиеся психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Л.А. Люблинская, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин отмечают игру как составляющую основное содержание жизни ребенка, благодаря которой в его психике происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. Среди игр дошкольников выделяются сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, игра с правилом, дидактическая игра. В эти игры вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В ходе игры происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения.
Таким образом, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей, мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка. Именно в игре поведение ребенка впервые превращается из полевого в ролевое, он сам начинает определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, осознавать и оценивать свои действия и многое другое. Все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития в дошкольном возрасте.
Игра всегда подразумевает общение и взаимодействие между партнерами или группами партнеров, которые свободны в своем творческом самовыражении. В игре ребенок совершенно свободен и поэтому не копирует поведение людей, а вносит даже в подражательные действия нечто свое оригинальное и неповторимое.
В приложении приведены несколько игровых упражнений на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста, которые возможно будут полезны для педагога в условиях специально организованных занятий.
Литература:
1.Когда дети и взрослые сводят друг друга с ума / Эда Ле Шан. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
2.Лисина М.И., Смирнова Р.А. Потребности и мотивы общения между дошкольниками // Генетические проблемы социальной психологии (Под редакцией Коломинского Я.Л.) Минск 1985
3.Общение и его влияние на развитие психики дошкольника, под ред. М. И. Лисиной, М., 1974
4.Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М., 1980
Приложение
Игры на развитие коммуникативных навыков.
"Кто за кем?" (25 мин.)
Цель игры. Снижение возбужденности детей.
Процедура игры. Звучит спокойная музыка (например, "Гавот" А. Ферро или "Инвенция" И. С. Баха). В комнате расставлены стулья. Ведущий называет первого ребенка, он начинает двигаться между стульями и, когда в музыке возникает перерыв, садится на стул. (Другие дети стоят в стороне и смотрят.)
Затем ведущий вызывает другого ребенка, под музыку он тоже двигается между стульями и садится тогда, когда возникает перерыв. Игра продолжается до тех пор, пока на стулья не сядут все дети.
"Поссорились два петушка" (25 мин.)
Цель игры. Развитие раскованности, самоконтроля.
Процедура игры. Звучит веселая музыка (желательно А. Райчева "Поссорились два петушка"). Дети двигаются по типу "броуновского движения" и слегка толкаются плечами.
Примечание. Не разрешается, чтобы удары детей были слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть "по правде" и одновременно держать символизм игры ("понарошку").
"Дракон кусает свой хвост" (25 мин.)
Цель игры. Снятие напряженности, невротических состояний, страхов.
Процедура игры. Звучит веселая музыка. Дети встают в цепочку и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок - "голова дракона", последний - "хвост дракона". "Голова дракона" "пытается поймать "хвост", а тот уворачивается от нее.
Примечания:
Следите, чтобы дети не отпускали друг друга. Следите также, чтобы роли "головы дракона" и "хвост" выполняли все желающие.
"Скучно, скучно так сидеть" (25 мин.)
Цель игры. Развитие раскованности, тренировка самоорганизации.
Процедура игры. Вдоль одной стены комнаты стоят стулья, их число равно количеству детей. Около противоположной стороны комнаты также стоят детские стульчики, но их число на 1 меньше количества детей. Дети садятся около первой стороны комнаты. Ведущий читает стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только ведущий кончает стишок, все дети бегут к противоположной стенке и стараются занять стулья. Проигрывает тот, кто остался без стула.
Примечания:
1. Не разрешайте детям начинать бег раньше, чем кончится стишок.
2. Запрещается ребенку спихивать другого ребенка со стула, если тот занял его раньше.
"Лисонька, где ты?" (25 мин.)
Цель игры. Развитие произвольности.
Процедура игры. Дети становятся полукругом, ведущий в центр. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные - зайцы.
По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто лиса. Ведущий зовет: "Лисонька, где ты?" Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.
Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные зайцы выходят из игры.
Подвижные игры
"Обзывалки"
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
"Два барана"
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.
"Прогулка с компасом"
Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий - других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.
"Толкалки"
Цель: научить детей контролировать свои движения.
Скажите следующее:"Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: "Стоп". Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.
"Жужа"
Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом.
"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными.
"Головомяч"
Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.
Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате". Для детей 4-5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях.
"Бумажные мячики"
Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.
Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
"Дракон"
Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - "голова", последний - "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
"Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза.
"Корабль и ветер"
Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.
"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.

Источник: http://www.defectolog.ru/documents/1016/?x=1&theme=739

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Гиперактивные дети

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении (кажется, что к нему "подключен моторчик")? А если он постоянно отвлекается на уроках и не может долго сидеть, выполняя домашние задания? Это вариант нормы или проявление заболевания?

Дети и подростки, страдающие СДВГ, отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью. СДВГ представляет большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого количества детей в популяции и ведет к значительным нарушениям социальной адаптации. Например, известно, что дети и подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5-10% детей в популяции. СДВГ в 4-5 раз чаще бывает у мальчиков. В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, неблагоприятные факторы во время беременности и родов.
В дошкольном возрасте основное проявление СДВГ - гиперактивность. В тяжелых случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности. Возникновение основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. В этом возрасте проявляется проблема с сохранением внимания или способностью продолжать выполнение задания до победного конца. После поступления ребенка в школу проблемы возрастают. Описанные выше признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.
Родителям детей, страдающих СДВГ, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу, лучше в специализированный центр, где можно провести комплексное обследование, включающее электроэнцефалограмму и специальные психофизиологические тесты. Это позволит объективнее определить степень нарушения у ребенка и отделить "настоящие" проявления СДВГ от проблем, вызванных дефектами воспитания.
Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Безусловным фактором улучшения выступает создание позитивной модели отношения к ребенку. Мы рекомендуем говорить не столько о наказании, сколько об отсутствии поощрения: то есть не "кнут и пряник", а "пряник и отсутствие пряника". Родители должны сформировать систему поощрений. В качестве "пряника" могут выступать походы в кафе, компьютерные игры, просмотр телепередач, карманные деньги и т. д. Важно убедить родителей, что в сложившейся ситуации ребенок не виноват. Кроме этого, комплекс вины не должен сформироваться и у родителей.
При встрече врач знакомит родителей с общими принципами воспитания детей с СДВГ, обучает техникам, позволяющим изменять поведение ребенка. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности.
Существует еще один способ лечения СДВГ - метод биологической обратной связи, позволяющий с помощью компьютерной техники мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание. Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, посредством которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, отображающаяся на экране компьютера. В игровой форме "усилием воли" ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое "нормальное" состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8-9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется.
Для лечения гиперактивных детей младшего возраста (начиная с 3 лет) применяется и воздействие слабого электрического тока на определенные зоны мозга - транскраниальная микрополяризация. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга. После такого лечения отмечается значительное снижение невнимательности (повышение внимания), снижение гиперактивности, снижение показателей импульсивности. Очень широко данный метод применяется при лечении задержек психического и психоречевого развития, так как он позволяет уменьшить функциональную незрелость головного мозга.
В США и европейских странах наиболее широко в лечении СДВГ используются психостимулирующие средства. Употребление данных препаратов при их высокой эффективности очень часто сопровождается развитием побочных эффектов: в основном это бессонница, раздражительность, боли в животе, снижение аппетита, головные боли, тошнота, торможение роста.
В России для лечения СДВГ традиционно применяют ноотропные средства, положительно влияющие на высшие интегративные (объединяющие) функции головного мозга. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать лишь строго по назначению врача-невролога.
ЧУТКО Леонид Семенович
Доктор медицинских наук, заведующий центром нейротерапии Института мозга человека РАН, заведующий кафедрой психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии СПбГПМА, врач-невролог-психотерапевт.

Источник: http://www.defectolog.ru/specialists/1006/?x=1&theme=759

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru