В квалификационном справочнике такой профессии, как мульттерапевт, нет. Зато есть такое понятие как мульттерапия. Этим словом обозначают синтез психологии, арттерапии и анимации, который помогает детям эмоционально развиться, учит работать со сверстниками и со взрослыми.
Мульттерапевт — новая профессия в списке тех, что появились для лечения людей искусством и положительными эмоциями. Такой специалист понимает, что мультфильмы, сделанные вместе с замкнутыми в себе, переживающими свою болезнь детьми, чаще всего интересно смотреть только самим создателям, но его это совершенно не огорчает, потому что врачевание анимацией — это как раз тот случай, когда процесс важнее результата.
Встреча с ребенком как с творцом
Конечно, в квалификационном справочнике такой профессии нет, и фиксированного названия у нее тоже пока не появилось, но зато есть такое понятие как мульттерапия. Этим словом обозначают синтез психологии, арттерапии и анимации, который помогает детям эмоционально развиться, учит работать со сверстниками и со взрослыми. Название «Мульттерапия» носит и профессионально-волонтерская программа по реабилитации и творческой социализации детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, с помощью создания мультфильмов. Проект реализуется уже три года.
Волонтеры программы помогают справиться с негативными переживаниями и эмоциональной закрепощенностью не только детям, но и тем, кто заботится о них.
Занятия мульттерапией также хорошая альтернатива для самих аниматоров, которые не хотят заниматься только коммерческими проектами.
«Я вообще такой мультипликатор, который не может сдавать работу быстро и по четко определенным критериям. Для меня реабилитация намного интересней, потому что дети непредсказуемы в своем творчестве», — поделилась аниматор-реабилитолог Милана Сафонова.
Мульттерапевты осознают, что созданные ими анимационные фильмы иногда совершенно не пригодны для широкого просмотра. «Есть очень сложные дети, и мы понимаем, что сами мультфильмы дороги только нам и им. Но то, что происходит на занятиях, очень важно для них самих. Через цветопередачу, через форму, через сценарий они могут выразить себя», — пояснила она.
Дети хотят персонального взрослого
Последняя работа команды «Мульттерапия» — четыре мультфильма, созданные вместе с воспитанниками детского дома №51 для сирот с отклонениями в развитии. Директор детского дома Татьяна Александрова пояснила, что к ним попадают дети с самыми разными особенностями, но для всех характерны эмоциональная скованность и эгоизм. «Их необходимо учить проявлять чувства — любить, сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к другим», — уточняет она.
Татьяна Сергеевна внимательно следит за успехами своих воспитанников: знает, сколько на последнем уроке было вырезано снежинок и сплетено цветов из бисера, пытается уделить внимание каждому. По ее словам, больше всего дети страдают из-за недостатка внимания и заботы взрослых.
Появление аниматоров в детском доме вызвало бурю эмоций: они принесли с собой идеи, истории, фототехнику, показали, как оживить неживую картинку. По мнению директора, задача педагогов детского дома — раскрепостить детей, «сбить всю шелуху», чтобы увидеть, что в них есть талантливого. Поэтому они ищут любые способы и рады всем, кто хочет им помочь.
Джамбул и селедка и крупы и бумаги
Снимать мультфильмы оказалось не так сложно, как представлялось. По крайней мере, сами создатели заявили, что при необходимости смогут повторить процесс самостоятельно. Педагоги согласно кивают: они выбрали максимально простые сюжеты и техники, чтобы не отвлекаться на организационные сложности и полностью окунуться в творчество.
Для начала каждый участник сделал анимационную самопрезентацию. «Нужно было нарисовать отдельно себя и отдельно фон, а потом мы это анимировали и озвучили. Например, меня зовут Наталья, я люблю походы и кошек. Поэтому я нарисовала себя, рюкзак и кошку», — пояснила координатор.
По аналогии с примером дети начали представлять и себя: Георгий заявил, что хочет стать президентом Российской Федерации, Андрей признался, что «любит увлекаться футболом», а Лене просто нравится играть в «воздушные мячи». Когда дети поняли принципы анимирования, педагоги перешли к более сложному заданию — коллективной работе.
Мультфильмы снимали целой «квартирой» — группой из 11 человек, которые живут вместе в одном блоке. Их разбили на две группы — так у детей появилось чувство конкуренции и ответственности за то, что делает каждый из них.
В основу сценариев легли лимерики — короткие стихотворения — бессмыслицы, придуманные в Англии. Рисованный в мультфильмах только фон, остальное снималось путем перекладки, перелепки и пересыпки фигур из крупы, бумаги и пластилина, потому что так проще и быстрее.
«А один старичок из Джамбула мог остаться без рук и без скулы. Разогнался на лодке за огромной селедкой — оказалось, что это акула», — вот и весь сюжет мультфильма, позволяющий встроить картинку как угодно.
«Мы так и не выяснили, как выглядит Джамбул, и решили нарисовать его похожим на Узбекистан. Спорили, каким будет наш старичок и какая на вкус селедка», — рассказала психолог.
У каждого ребенка свой темп вхождения в процесс, поэтому на занятиях присутствует психолог, который помогает тем, кто не может сразу включиться в общую деятельность.
«Обязательно есть несколько человек, которые идут совершенно в своем темпе. Бывает так, что дети включаются с третьего, с пятого занятия. Мы никакой принудиловки не устраиваем, но к концу съемки они занимают те места, на которых им комфортно. Кто-то так и не находит для себя привлекательности в мультипликации, а кто-то выясняет, что он прирожденный сценарист или оператор», — пояснила Наталья Беспалова.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru