пятница, 28 сентября 2012 г.

Что стоит знать о психологической травме

Детская психологическая травма – явление, которого стараются избежать все любящие родители. Причем избежать в прямом смысле, избегая травмирующих ситуаций. Ну, а уж если в такую ситуацию все же попали, травма часто случается у обоих: и у ребенка (от собственных переживаний), и у родителя (от переживаний за ребенка, окрашенных чувством вины). И весь этот процесс традиционно считается нежелательным и пугающим, в силу сопровождающих его эмоций, хотя для жизни более значительным является тенденция дальнейшей организаци и обстоятельств своей жизни так, чтобы вернуться к травмирующим переживаниям (так называемый механизм ретравматизации). Это попытка психики все-таки прожить до конца случившуюся травму и извлечь из этого полезный опыт.
Про травму у нас есть много страха, но мало понимания, как же она случается. Значит, мало возможностей использовать болезненный опыт себе на пользу, для личностного развития. Предлагаю сейчас немного поговорить на эту тему, чтобы что-то прояснить для себя и сделать процессы своей жизни более управляемыми.

 

Для введения в тему, приведу случай из моей практики (с согласия его правообладателей):
Пришел ко мне замечательный мальчишка пяти лет. Очаровательный, общительный, открытый. С ходу готов был к беседе и взаимодействию.

Его мама озабоченно сказала, что, в общем-то, проблем у них нет, кроме одной: сын очень боится ходить в поликлинику. Причем ситуация усугубляется: сначала были просто истерики, потом стал болеть живот, а теперь даже температура может подняться. Я постаралась выяснить, что же такого с ним произошло, отчего он защищается. «Да ничего, вроде, такого не происходило,» — говорит мама.

Разговариваю с ребенком, рисуем…со временем он делится самым ярким воспоминанием: как он был в больнице и ему показывали космические огни, и дядя обещал, что будет не больно, а было больно…мама во время консультации узнает в этом воспоминании ситуацию, которая произошла, когда мальчику было четыре года: ему делали небольшую операцию под местным наркозом. Но тогда, вроде, все прошло нормально. Правда, когда его привезли, он стал сильно кричать и плакать. При этом врач сказал, что у ребенка такая реакция на родителей, в операционной он ве л себя тихо. И мама, устыдившись слабости сына (вроде как это ее «недоработка»), сказала ему, что он уже большой мальчик и может не плакать, а ей стыдно, что он так кричит: что подумают в других палатах. Малыш быстро успокоился, потом был жизнерадостный и гордый, что умеет терпеть.

Опуская подробности дальнейшей работы, расскажу финал. В конце концов, этот потрясающий мальчишка поведал мне историю великой несправедливости, приключившейся с ним тогда: ему было больно, но дядя сказал, что надо терпеть. Здесь, в больнице, нельзя плакать, а то придется делать укол. И в этой ситуации пережитые страх, гнев и боль так и не нашли своего выхода, не были прожиты до конца, а «застярли» как слишком болезненный опыт, непосильный для маленькой еще душонки. Естественно, что предполагаемая встреча с ними в условиях больницы воспр� �нималась как что-то настолько ужасное, что нужно было не допустить этого любым способом.

Я привела пример травмы. И произошла она не из-за того, что родители равнодушны к ребенку. Напротив, к сыну в семье относятся уважительно, его окружают любовью и вниманием, его переживания имеют значение. Нужно сказать, что, в данном случае, мама активно способствовала решению проблемы сына и участвовала в совместной работе. Я привела здесь этот случай, потому что, как мне кажется, он типичен. В большинстве своем, пагубно влияют стереотипы, сложившиеся в обществе, и неинформированность родителей….И вот, как раз, проанализировав этот опы� � (благодарю его носителей за готовность им делиться), можно прикоснуться к миру детской души и расширить территорию ее понимания, а, значит, родительской осознанности.

Итак, наш рассказ был про боль. Началось все с физической ее ипостаси. Мы, родители, очень боимся, что нашему ребенку будет больно, что он будет страдать, а мы с этими страданиями не справимся…и, в результате, не справляемся…со своим страхом. Он нас захватывает, заставляет сделать все, чтобы ребенка успокоить. Как-будто, если он замолчит, его чувства как-то сами рассосутся. Опасное заблуждение. Непрожитые чувства оседают в душе вечно повторяющимся болезненным опытом.

Давайте посмотрим, что же стало таким опытом в описанной истории. Ребенок поверил дяде, а дядя его обманул — сделал больно. Так еще и запретил возмущаться этому обману, сопротивляться. То есть выражать свою боль и злость. И малыш ничего не мог сделать, он чувствовал себя беспомощным. Оставалась одна надежда: мама. Вот ей то он все выдаст. И она, если не наругает дядю (маленькое такое наказание за обман), то хотя бы поймет и разделит его возмущение. Но мама сказала, что плакать нельзя. А мама знает лучше и, потом, она им будет гордиться. И он со бой будет гордиться. Вроде бы, все замечательно. Да не очень. Потому что в сухом остатке мы имеем прерванные на пике своем эмоции и опыт беспомощности. А опыта угасания эмоций, их разрядки, нет. И память потом услужливо подсказывает: там тебя ждет ТАКОЙ ужас!

Здесь возникает вопрос: как же можно было помочь ребенку?
Предварю конкретный ответ небольшой памяткой, которая позволяет родителям твердо стоять на земле в стрессовых ситуациях. Полезно всегда помнить, что, если ребенок что-то делает, ему это для чего-то надо. Наша задача — выяснить, для чего. То есть попытаться понять, какую потребность он удовлетворяет. И, пока выясняем, пусть весь мир подождет…

Вторая часть памятки: помним и знаем, что любая эмоция, достигая своего пика, идет на спад. И ребенок, опираясь на нас, способен пережить практически все. У него тоже есть устойчивость. Наша задача — понять, что он чувствует, и назвать для него, напомнить, что Вы рядом, у него есть силы с этим справиться, а Вы ему поможете.

А вот теперь ответ на вопрос. Ребенок кричит, дядя доктор с его репликой игнорируется (ему то просто не нужен лишний шум, он вне тонких душевных вибраций). Мама, разговаривая с сыном, говоря, что он кричит, потому что ему больно (здесь малыш обязательно что-то ответит); следуя за репликами ребенка, отражая их, проникая в их суть, добирается до ситуации в операционной. По его рассказу, пытается представить, что же он чувствовал, и рассказывает ему об этом. Например, дядя тебя обманул, и ты обиделся/разозлился, тебе было страшно и ты был один, ме ня рядом не было…(разделенное чувство разряжается, напряженность снижается, на это можно указать: смотри, тебе было трудно, и ты справился — ребенок поверит в это, потому что ему, действительно, сейчас уже не так плохо)…а я ждала тебя здесь, думала о тебе, посылала тебе силы (подтверждается надежность мамы).

Данный «алгоритм», конечно, примерен. Его не нужно заучивать дословно. Понимая суть, любая мать подберет слова, идущие от ее сердца и важные именно ее ребенку.

Резюмируя сказанное, назовем тезисы, которые можно положить в копилку своего опыта.
Не всякая боль приводит к травме.
***В качестве отступления добавлю, что боль и дискомфорт — это двигатели развития. Через боль личность взрослеет. Но это тема для более подробного обсуждения.***
Травма — продукт непрожитых и непринятых чувств, отсутствия поддержки и наличия ощущения беспомощности.
Непрожитая травма вызывает ретравматизацию как попытку прожить непрожитое.
Как правило, взрослый с трудом переносит те чувства ребенка, с которыми плохо контактирует сам.
Нет жизни без травм, и травма — это неприятно, но не смертельно. Это тоже часть нас, с которой можно познакомиться и подружиться. И есть такая возможность, как психотерапия, где это можно сделать.

Автор: Савчук Олеся

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

От чего зависит умственное развитие ребенка

Всем известно, что рождение – это начало процесса умственного развития ребенка.

Рождаясь, ребенок не умеет ни ползать, ни сидеть, ни ходить, ни говорить. Более того, он даже не ощущает еще собственных границ, не отделяет себя от внешнего мира. А уж таким когнитивным функциям, как внимание, мышление, память еще только предстоит сформироваться.  И для осуществления процесса формирования у ребенка есть все: центр, который отвечает за эти функции (мозг), инструмент и сценарий его развития, «записанный» в наших генах.

Итак, возможность когнитивной деятельности нам предоставляет мозг. У новорожденного он в наличии. Почему же малыш ничего не умеет? Дело в том, что при рождении сформированными оказываются только 70% подкорковых структур мозга; остальным 30% и коре предстоит формироваться уже при жизни.

Мало того, нет одной точки в мозге, которая отвечает за, например, память («точки памяти»). Память бывает зрительной, слуховой, моторной; чтобы вспомнить заданный объект, его нужно «выбрать» среди другой сохраненной информации; чтобы запомнить именно то, что требуется, необходимо достаточное количество напряжения, позволяющего удерживать объект в поле внимания, отделяя его от посторонних стимулов.

Как видим, память многогранна. Каждая из ее составляющих базируется в отдельной зоне мозга. И, чтобы обеспечить успешность памяти в целом, все зоны должны работать слаженно. Такая слаженность обеспечивается внутримозговыми связями, которые устанавливаются между ними для реализации системного строения психической функции.  И, если одно звено систему не может выполнять свои обязанности, страдает система целиком.

Этим законам подчиняются и речь, мышление, пространственное восприятие; навыки письма, чтения, счета.

Мы знаем, что функции мозговых зон (факторы) и внутримозговые связи развиваются при жизни. Инструментом их развития, образно говоря, «пусковым крючком», является движение. Движение активизирует работу мозга. Именно поэтому специалистами, сопровождающими ребенка, пристальное внимание уделяется его психомоторному развитию на первом году жизни.

Давайте представим себе человека, который решил наращивать мускулатуру, подошел к исполнению решения активно и взял за основу программу тренировок какого-либо бодибилдера. Пришел в зал и рванул 100 кг…

Результат легко предположить, он будет печальным. Потому что нагрузку на мышцы нужно давать постепенно.

Если метафорически провести параллель и сравнить мозг с мышцей, можно догадаться, что будет наш человечек одновременно сядет, поползет и пойдет. Поэтому мы генетически «помним» точный сценарий двигательного развития, где все этапы следуют один за другим.

И, чем больше у ребенка свободы для движения, тем качественнее он пройдет каждый этап и тем больше у него возникнет возможностей для развития мозговых структур. Поэтому такой определяюще важной в дошкольном возрасте является двигательная активность, разнообразное взаимодействие ребенка со средой. И дети, чувствуя это, не хотят неподвижно сидеть на одном месте.

Чтобы мы могли выжить, природа создала нас чрезвычайно пластичными. Наш организм способен самоперестраиваться и самокомпенсироваться. Когда эта способность становится востребованной? Когда по каким-то причинам во время беременности или родов были какие-либо трудности: например, в виде токсикоза, гипоксии, асфиксии и т.д. Это влияет на исходное, так скажем, качество мозгового субстрата. Он уже предрасположен к некорректной работе, поскольку был подвержен негативным воздействиям. И «настройки» двигательного развития у него могут бы� �ь «сбиты», некоторые его этапы пропущены или задержаны. Тогда ребенок может, к примеру, не сидеть или не ползать, либо начать это делать поздно или мало. Это, очевидно, отразится на его поведении, поскольку работа мозга проявляется именно через поведение и речь.

И даже в таком случае, имея минимально ограниченную свободу движения, ребенок, может либо «разработать» поврежденные зоны, либо «встроить» в системы психических функций другие элементы. Конечно, трудности реализации функций будут, но они не станут определяющими для успешности когнитивной деятельности в целом.

Сегодня наши дети рождаются в условиях влияния двух факторов: 1) повышение риска подверженности вредностям; 2) обеднение двигательной среды ребенка, игнорирование важности движения для развития. В следствие чего, высокочастотными становятся нарушения в сценарии психомоторного развития и когнитивные трудности ( развития речи, мышления, памяти, внимания и др).

Автор: Савчук Олеся

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Таинство выбора профессии

«…Профессиональная ориентация является неотъемлемой частью процесса профессионального развития, растянутого на много лет. И выбор профессии здесь является событием (узловым моментом в человеческой биографии), на котором профессиональное самоопределение не заканчивается. С точки зрения автора теории профессионального развития Д.Сьюпера, профессиональное развитие,  в сущности, состоит в разви­тии и реализации «Я»-концепции.  Важным является понимание того, что профессиональное самоопределение подростка является неотъемлемой составляющей его социальной компетентности.

 

Опираясь на традиционный треугольник профессий Е.А. Климова, можно отметить значимость трех векторов осознанности: Что я хочу от профессии? Что я могу (какими обладаю способностями и личностными качествами и как это соотносится с требованиями выбираемой профессии)? Какие профессии нужны (каков запрос на рынке труда)? Эти три вектора тесно между собой взаимосвязаны. Два из них не являются локальными, актуальными только для ситуации выбора профессии. Напротив, возможность ответить на эти два первых вопроса зависит от степени сформирова нности и целостности «Я» — концепции личности, встроенности в нее многих внутренних процессов.
Часто трудно бывает ответить на простой вопрос «что я хочу?», проще сказать, чего я не хочу. И это касается ситуации сейчас, а, чтобы выбрать профессию, которая будет еще и интересным делом, нужно не только хорошо знать свои потребности, но и уметь «видеть» связь себя сегодняшнего и себя будущего, т.е. иметь целостное представление о своем жизненном пути. Неумение прислушиваться к своим потребностям и определять свои цели приводит к тому, что человек проживает жизнь, выбирая из предложенных ею вариантов, наименьшее, так сказать, зло. И при� �ыкает довольствоваться малым, теряя себя. Тогда вопрос «Что я могу?» доставляет немало трудностей, потому что Я сам, мои потребности не имеют значения, следовательно, нет причин для познания себя.
На чем же тогда может основываться выбор профессии? Он может состояться по разным причинам: рекомендация родителей, популярность профессии, возможность получения высоких доходов, «за компанию» и т.д. Но все они мало учитывают личность выбирающего субъекта, а, значит, в данном случае выбор похож на участие в лотерее по принципу повезет / не повезет. И здесь чрезвычайно высок риск «заключения» в профессию, с последующим многолетним «отбыванием» срока по месту работы.
В таком случае, информированность о мире профессий не гарантирует удачный выбор, а профессиональное развитие,  в сущности, состоит в разви­тии и реализации «Я»-концепции. Это обусловлено, в том числе, и тем, что при низком уровне самосознания человек не в состоянии воспринимать предлагаемую ему инфор­мацию.
Индикатором сформированности профессиональной зрелости я считаю наличие у подростка качества автономности.
Понятие «автономность» было заимствовано у  А.П. Чернявской. Она рассматривает его как «способность личности как мо­рального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства».
Для возникновения автономности необ­ходим определенный набор новообразований: ощущение своей независимости от родите­лей (в делах, мыслях, поступках);
- самодетерминация собственного поведения;
- ощущение своей независимости от окружающих (в делах, мыслях, поступках);
- умение определять свое поведение, исходя из собственной субъективности (потребностей, чувств, «Я»-концепции и др.).
Далеко не все подростки, приходящие на профориентацию, обладают автономностью. Справедливо можно отметить, что формирование автономности – задача тренингов личностного роста. Однако, не у всех подростков возникает осознание необходимости посещения таких тренингов. Возможно, это связано с защитной установкой: «у меня все в порядке». Тема же профориентации является вполне безопасной и даже необходимой. Она всем полезна и не свидетельствует о наличии каких-либо внутренних проблем. Тем не менее, неавтономный подросток не способен усво ить все опыты профориентационного консультирования и с большой степенью вероятности будет ждать от специалиста готового решения, которое, впрочем, вряд ли сделает его успешным в выбранной профессии. Поэтому для того, чтобы повысить эффективность нашей программы, нам видится необходимым введение блока занятий, создающих условия для формирования новообразований автономности.
Личностно зрелый подросток уже способен продуктивно анализировать разнообразную информацию о мире профессий…».

Автор: Савчук Олеся.

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

вторник, 25 сентября 2012 г.

Судьба

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

пятница, 21 сентября 2012 г.

Психология преступника

Ли́чность престу́пника — совокупность социально-психологических свойств и качеств человека, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.

Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивации, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, и прежде всего для криминологии.

Деятельность, в том числе преступная, во многом обусловлена психологическими особенностями самого человека. Уголовно-процессуальный закон, определяя предмет доказывания, требует выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иных обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого. Однако до настоящего времени на практике обстоятельства, которые характеризуют личность обвиняемого с достаточной полнотой, не устанавливаются*. Лишь в отношении несовершеннолетних закон указывает не� �колько более подробный круг обстоятельств, которые необходимо выяснить. Поэтому разработка признаков личности пре-ступника, подлежащих установлению, является важной задачей юридической психологии.
При криминологическом изучении на практике важен анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие. Влияние социальной среды на преступное поведение носит сложный характер. Другими словами, социально-экономические, политические и культурные аспекты жизни общества оказывают внешнее воздействие на формирование моделируемого механизма преступления тогда как психологические и психические особенности моделируемого преступни ка формируют его изнутри, составляя как бы внутреннее содержание. Такая градация факторов, конечно, весьма условна, и тем не менее это говорит о необходимости их комплексного использования.
Личность преступника представляет для криминологии и самостоятельный интерес, ибо она не просто отражает определенные внешние условия, но является активной стороной взаимодействия. Для нее характерна сознательная, целенаправленная деятельность. Связь социальных условий с преступным поведением является сложной, причем всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В ряде случаев они в процессе длительного социального взаимодействия накладывают относительно стойкий отпечаток на личность и по� �ождают не отдельные преступные акты, а устойчивую противоправную ориентацию, которая проявляется в комплексе конкретных правонарушений.
Отличие преступного поведения от правомерного, по нашему мнению, коренится в системе ценностных ориентации, взглядов и социальных установок, то есть в содержательной стороне сознания. Общепризнано, что именно в координатах ценностно-нормативной системы личности и социальной среды, их взаимодействии надо искать непо-средственные причины преступного поведения*.
Анализ криминалистической литературы показывает, что вопросу изучения психологии преступника уделялось и уделяется большое внимание (Ратинов А.Р., Игошев К.Е., Глазырин В.В., Дулов А.В., Васильев В.Л. и др.). Практически каждая работа по криминалистической тактике и методике включает в себя те или иные психологические аспекты. Тем не менее, как свидетельствует практика, теоретические исследования психологических особенностей правонарушителей не совсем полно освещают картину преступной деятельности. Многие вопросы остаются за кадром в силу узких рамок предметов общей и юридической психологии. Так, например, выбор способа совершения преступления нередко осуществляется не только с учетом психологических особенностей преступника, но и его психической специфики. Последнее, как известно, не является предметом психологии*.
Психологическая типизация личности есть один из методов познания рассматриваемого явления, но необходимо изучать личности конкретных преступников с соответствующим теоретическим обобщением полученных данных.
Механизм социальной детерминации преступности требует сочетания двух подходов при изучении личности: социально-типологического и социально-ролевого. При социально-типологическом подходе анализируются прежде всего социальная позиция личности, соответствующие ей социальные нормы, их восприятие и исполнение. Во втором случае личность рассматривается как активный деятель, субъект общественных отношений. Социально-ролевой подход позволяет увидеть позиции и функции, которые объективно криминогенны, так как они налагают на личность обязанности, противоречащие действующему праву, и она может их выполнить только ценой правонарушения; предъявляют к ней взаимоисключающие требования, что ведет к социально-правовым кон-фликтам, выводят личность из необходимой для нее совокупности положительных воздействий и т. п.
В криминальной психологии один из основных вопросов — выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии прежде всего мотивационной сферы личности с определенными факторами внешней среды могут создать для данной личности криминогенную ситуацию.
Психологическая зависимость преступников отличается по своему характеру от аналогичной особенности, которая присуща большинству людей. Уже в силу социального характера его развития и воспитания каждому человеку свойственно стремление к объединению с другими людьми для удовлетворения своих потребностей, достижения личных и совместных целей. В этих объединениях человек неизбежно занимает определенную позицию, в том числе и зависимую, подчиненную. Однако в отличие от убийц правопослушные люди при неблагоприятно складывающихся об стоятельствах способны выйти из группы, уйти от неудовлетворяющего их контакта либо постараются изменить внутреннюю позицию к таким обстоятельствам.
Практика показывает, что для различных видов преступлений (корыстных, насильственных, неосторожных) характерны различные искажения в мотивационной сфере правонарушителя. Совершение именно данного поступка субъектом обуславливается как внешней ситуацией (объективный фактор), так и установками субъекта, одна из которых на уровне сознания превращается в умысел (субъективный фактор). Эти установки аккумулируют прошлый жизненный опыт субъекта, являются результатом его воспитания, влияния семьи, определенной социальной группы и т. д.
Одним из существенных компонентов причинного комплекса преступности является неудовлетворение запросов людей как участников сферы потребления, обусловленное отставанием производства от платежеспособного спроса населения. На сегодняшний день общепризнано, что разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях и услугах и возможностями их реализации приводит к возникновению социально негативных последствий. Следует различать здесь по меньшей мере два варианта формирования преступного поведения.
Оно происходит аналогично уже рассмотренному нами воздействию социального противоречия в сферах труда и распределения, то есть дефицит предметов потребления и услуг влияет на психологию населения, порождая негативные социальные установки, что сказывается на уровне преступной активности населения. Дефицит услуг сказывается на состоянии насильственной преступности: слабое развитие бытового обслуживания ведет к повышению напряженности в отношениях между людьми, формированию конфликтного социально-психологического климата. По р езультатам исследований в регионе с менее развитыми бытовыми услугами число конфликтов в этой сфере больше, чем в других*.
Отметим, что дефицит, является одним из условий для занятия преступной деятельностью. Дисбаланс между спросом и предложением активно используется различного рода дельцами, повышающими посредством незаконных операций собственную платежеспособность. Потребительский дефицит способствует распространению спекуляции, мошенничества, взяточничества, частнопредпринимательской деятельности, коммерческого посредничества.
Личность насильственного преступника характеризуется, как правило, низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки основных сфер воспитания: семьи, школы, профессионально-технического училища, производственного коллектива. Мотивационная сфера этой личности характеризуется эгоцентризмом, стойким конфликтом с частью представителей окружающей среды, оправданием себя. Алкоголь здесь является в большинстве случаев катализатором, активизирующим преступную установку.
При выяснении механизма образования преступного умысла необходимо сочетать знание общих закономерностей преступности с глубоким изучением личности преступника. Последнему во многом способствует знакомство с социальными группами, членом которых является данный индивидуум. Изучение структур взаимоотношений, бытующих в ближайшей среде этого лица, знание психологии социальных групп, членом которых является эта личность, необходимы для раскрытия связи личности и общества, связи индивидуального и общественного сознания. Обществен� �ое лицо любого человека во многом обусловлено содержанием его микромира, психологическая структура которого слу-жит мощным катализатором индивидуального поведения. Очень часто характер поведения зависит от содержания соответствующих норм поведения окружающей среды.
Преступление можно рассматривать как отклонение от нормы во взаимодействии личности с окружающей социальной средой. При совершении насильственных преступлений нарушение нормального взаимодействия с социальной средой связано с острой конфликтной ситуацией. Часто происходит «заражение» конфликтной ситуацией и участие в групповых хулиганских действиях и массовых беспорядках больших групп лиц. Подобный вид конфликтов характерен для лиц с неустойчивой психикой, низким правосознанием, слабым уровнем общей культуры, легко возбудим ых, склонных к конформизму с лицами, находящимися в толпе. Хулиганские проявления одного человека могут служить эмоциональным сигналом и примером для подражания другим лицам.
Психология лиц, совершивших убийства, выявляет у них сильную зависимость от другого лица. Убийцы в целом относятся к такой категории людей, для которых свободная и самостоятельная адаптация к жизни — всегда трудная проблема. Факт преступления показывает, что выход из контакта с жертвой для иных — практически невозможный способ поведения. Следует иметь в виду, что эта зависимость может реализовываться не только в контакте с жертвой, но и с кем-либо иным, тогда преступление оказывается опосредованным зависимостью от третьего лица .
Убийство возникает как действие, направленное на сохранение автономной жизнеспособности преступника, как бы разрывающее связь с жизнеобеспечивающим фактором, который перестал выполнять эту приписанную ему функцию. Основным в происхождении убийств является онтогенетический фактор — блокирование способности к автономии в результате отвержения потенциального преступн� �ка другими лицами*. Подавляющее большинство убийств совершается с прямым умыслом, треть из них, как показывает практика, обдумывается заранее.
Изучение лиц, осужденных за убийства (500 чел.), показывает, что около половины осужденных за убийство начали употреблять спиртные напитки с раннего возраста. Алкоголь в несколько раз усиливал проявление агрессии и утяжелял ее. Агрессивные действия в основном проявлялись в угрозах, избиениях, оскорблениях и драках, то есть были направлены против личности и общественного порядка. Если среди лиц преобладали мужчины, то, как правило, более половины жертв были женщины.
В трети случаев убийца и жертва были незнакомыми друг другу или познакомились непосредственно перед преступлением. В 30% они являлись родственниками, причем в 8,6% — супругами; в остальных случаях — знакомыми, сослуживцами, соседями. Чаше всего убийства совершаются от 20 до 30 лет.
Всей группе осужденных за особо тяжкие убийства была присуща жестокость, проявлявшаяся в обращении с животными, детьми, престарелыми, женщинами,
Анализ условий воспитания показал, что осужденные за убийство в полтора раза чаще воспитывались в неблагополучных условиях, чем в благополучных. В детском возрасте около 20% росли без обоих родителей. Третья часть воспитывалась в неполной семье, при этом 9% — без матери, 75% — без отца. В каждом пятом случае неполнота семьи была связана с судимостью родителей. Наиболее криминогенный фактор — судимость матери.
При анализе материалов обнаружилось перерастание агрессивного поведения в детском возрасте в противоправное и преступное в подростковом и юношеском возрасте. Треть обследованных была впервые осуждена в возрасте 16-17 лет. Эти лица недобросовестно относились к работе, злостно нарушали трудовую дисциплину, пьянствовали, постоянно создавали конфликтные ситуации,
Из 500 осужденных за особо тяжкие убийства 380 была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В 180 случаях почти у каждого второго, прошедшего экспертизу, были отмечены различные аномалии, не исключающие вменяемости: хронический алкоголизм, психопатия, органические заболевания головного мозга, олигофрения и т. д.
Отметим, что в Особом разделе юридическая психология рассматривает психологические аспекты неосторожной преступности, исследуя при этом бытовую и профессиональную неосторожность.
В связи с бурным развитием техники и проникновением во многие сферы жизни мощных энергетических источников резко возросла общественная опасность неосторожных преступлений. Поэтому важнейшую задачу составляет раскрытие психологического механизма неосторожного преступления, позволяющего связать неосторожное поведение с индивидуальными особенностями личности.
Хотя при описании психологического источника неосторожности часто используются такие выражения, как «пренебрежительность», «легкомыслие», «беспечность», «расхлябанность» и прочее, однако подобные выражения предполагают скорее социально-этическую, чем психологическую, характеристику процессов, механизм возникновения которых остается нераспознанным. Поэтому важнейшая задача — раскрыть психологический механизм неосторожного преступления, связать неосторожное поведение с внутренним миром субъекта и системой ценностей, на к� �торую он ориентирован.
Полное и глубокое изучение следователем и судом психологических особенностей личности обвиняемого способствует решению ряда актуальных задач.
1. Правильная квалификация совершенного преступления.
2. Выбор тактических приемов, которые в наибольшей степени способствуют успешности при производстве следственных действий, особенно при допросе подследственного.
3. Воспитательное воздействие на личность правонарушителя с целью его ресоциализации должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокие знания следователем и судьей индивидуальных особенностей и динамики развития данной личности.
4. Работа по выявлению причин и условий преступления проводится более глубоко и всесторонне, если следователь изучил психологические особенности личности обвиняемого.
В криминальной психологии большое значение имеет программа изучения личности преступника, в которой следует выделить следующие группы признаков.
1. Социально-демографические. В эту группу входят: пол, возраст, образование, партийность, социальное положение, специальность, шкала ролей и т. п.
2. Социально-психологические. В эту группу входят: интеллектуальные, волевые, нравственные качества, черты характера и т. п.
3. Психофизиологические. В эту группу входят: темперамент (сила, подвижность и уравновешенность нервной деятельности), специальный тип высшей нервной деятельности, а также сведения о патологических отклонениях личности*.
Психологическое изучение личности обвиняемого, а затем подсудимого включает в себя исследование его внутреннего мира, потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (мышления, восприятия, памяти и других познавательных процессов).
Следует отметить, что в рамках уголовного процесса могут изучаться не все психологические особенности подследственного, а только имеющие принципиальное значение для уголовного дела. Изучение психологических особенностей обвиняемого должно быть составной частью расследования преступления, и в каждом конкретном случае диапазон этих сведений должен конкретизироваться в з� �висимости от категории и характера уголовного дела и от особенностей личности обвиняемого. Психологию личности обвиняемого следует изучать так, чтобы следователь мог обеспечить решение уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминологических и исправительно-трудовых проблем по конкретному делу. Широкий диапазон сведений о личности предполагает использование большого числа источников информации о психологии обвиняемого процессуального и непроцессуального характера.

По материалам: http://blogerov.net/psihologiya/225-psixologiya-prestupnika.html

 

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

среда, 19 сентября 2012 г.

Не могу поменяться

Здравствуйте! Никак не могу поменять себя! Прекрасно понимаю и вижу свои пробелы,но ничего не менятся из года в год.
Ниже напишу по пунктам основные проблемы во мне:
1) Не умею общаться с девушками,не вижу интереса в общение со мной.
2) «Шестерка» в общение с друзьями. ( Помогаю кому-то чтобы получить свое уважение)
3) Неуверенность в себе,не смотря на то что я занимаюсь единоборствами уже давно.
4) Не могу понять иногда чего я хочу! Например не могу определится где мне и кем работать!
5) Могу очень часто менять свои мнения и поддакивать собеседнику.

Могу раскрыть пункты более подробно,чтобы у Вас было больше представление обо мне.
Очень надеюсь на Вашу помощь! Мне нужно меняться,обязательно…

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Кризис отношений

Здравствуйте,меня зовут Аделина,мне 21 год.Мы со своим парнем встречаемся уже 5 год,мы ровесники.Первые 2 года все было идеально ,я сама себе завидовала,но потом начались ссоры.Он начал гулять все больше и больше с друзьями по клубам,а на меня времени у него нет,все потом и потом,говорит изменюсь,меняется на неделю и все,потом заново все.Сам первым не звонит,не пишет.А сейчас я узнала ,что он созванивается с одной девчонкой,я не знаю ,что мне делать.Я его люблю.Он говорит,что любит он меня ,и не хочет потерять)После свадьбы по его словам похождени й ,гулянок не будет.Посоветуйте ,пожалуйста,что делать?Чтобы он сам начал звонить.писать,уделять больше внимания?Что я должна сделать ,чтобы заинтересовать его заново?

Если статья Вам понравилась и оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с другими:

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru