вторник, 19 мая 2015 г.

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ

ПЕРФЕКЦИОНИЗМ [фр. perfectionnisme < perfection совершенство, высшая степень]. психол. Формируемое воспитанием и средой чрезмерное стремление индивида к совершенству в действиях, делах, поведении. Перфекционист — тот, кому свойственен п. | П. может быть причиной психических расстройств из-за конфликта перфекциониста с окружающей действительностью с ее несовершенствами.
Толковый словарь иноязычных слов

«Под перфекционизмом психологи понимают обостренное стремление к совершенству, которое может относиться как к собственной личности (и в этом случае выливается в бесконечное культивирование всевозможных достоинств), так и к результатам любой деятельности. На уровне житейского здравого смысла нередко расценивается как ценное личностное качество, поскольку связано с постановкой позитивных, социально одобряемых целей. По мнению многих психологов, перфекционизм представляет собой не столько достоинство, сколько серьезную личностную проблему, так как приводит к формированию заниженной самооценки, высокой тревожности и в целом негативно сказывается на мироощущении человека и результатах его деятельности».
Большая Психологическая энциклопедия
Как следует из разных определений, перфекционизм – это стремление человека к абсолютному идеалу в сочетании с неспособностью дать самому себе даже в мелочах право на ошибку. Такой человек не в силах допустить малейшего несовершенства в той области деятельности, которая охвачена перфекционизмом: а это может быть и работа, и творчество, и любовь/семья, и воспитание детей, и внешность… да мало ли вариантов, иногда сочетающихся друг с другом. Причем умом и логикой перфекционист может вроде бы прекрасно осознавать, что живые люди ошибаются, но некий внутренний, бессознательный голос все равно при этом будет говорить ему: “Люди ошибаются, а ты на это не имеешь права”. В результате человек переживает фрустрацию, впадает в депрессию, становится рабом своего перфекционизма, но избавиться от этого состояния, как правило, самостоятельно не может. В принципе это довольно сложно, потому что истоки перфекционизма – в бессознательной области.

В психиатрическом понимании перфекционизм – разновидность ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства). Те картинки, которые гуляют по сети под названием “Ад перфекциониста” – когда все плитки ровные, а одна в середине под углом, и так далее – скорее относятся к “психиатрической разновидности” этого явления. В данном случае все ресурсы человека направлены на достижение некоего идеала при общей сниженной работоспособности. Но специфика данного проявления, во-первых, в том, что такой перфекционизм проявляется в какой-то одной конкретной области; во-вторых, такой человек обычно требует “идеального” не столько от себя, сколько от других; и в-третьих, он при этом сам является основным оценщиком, принимающим решение, насколько далеко какое-то конкретное действие от “идеала”.

А в бытовом понимании с термином “перфекционизм” произошло в итоге то же самое, что и с многими другими понятиями из области психиатрии, например, с той же депрессией. Термины пошли в народ и стали обозначать совсем не то, что обозначали прежде. Да, перфекционизм – стремление к идеалу, и если препарировать семантику этого слова, то идеал родственен слову “идея”, то есть – нечто нематериальное. И пока существующее только в голове своего создателя. Идеалист – это антоним понятия “материалист”, идеализм – это жизнь в некоей абстракции. И по большому счету, идеал – это то, чего в реальной жизни не бывает.
Не говоря уже о том, что понятие идеала может быть для каждого своё. И не всегда можно угадать, какое оно будет у того, кто будет выносить итоговое суждение о результате.

В понимании перфекционизма часто формируется одна ложная предпосылка. Большинство считает, что перфекционист убежден, будто абсолютный идеал существует; а на самом деле – перфекционист убежден, что приемлемого НЕидеала не существует. Иными словами, качество любого дела или вещи может быть только в двух ипостасях: либо идеальный идеал, либо… ну, будем говорить “полное ничтожество”. И вот всё, что не идеал – для перфекциониста есть полное ничтожество. Если бы перфекционист изобретал холодильник – он бы не успокоился, пока температура в холодильнике не достигла бы абсолютного нуля. А если бы перфекционист тачал сапоги – он всю жизнь доводил бы до абсолютно идеального качества только одну пару сапог, а все его клиенты так бы и ходили босиком.

Вторая особенность перфекциониста – он чаще всего внутренне убежден в истине своего бинарного восприятия “идеал – ничтожество”: у него не возникает никаких конкурирующих с этим положением мыслей. Или все промежуточные варианты отметаются в сторону под надуманными предлогами “это недостойно”, “это удел лентяев” и тому подобное.

Что любопытно – нередко перфекционист страдает настоящей манией величия: “Я должен быть идеален!” Точнее – “Я не должен быть неидеален”. Собственно говоря, одна из проблем перфекциониста – это выраженный диссонанс между внутренней самооценкой и ее реальным воплощением: с одной стороны, перфекционист убежден в том, что он способен все делать лучше всех и никогда не допускать ошибок, а с другой – он всю жизнь сталкивается с тем, что его убежденность в этом не находит подтверждения в реальности. Иными словами, перфекционист в глубине души редко сомневается в том, что он способен делать что-то лучше всех, выглядеть лучше всех и т.п»: ему осталось только наконец убедить в этом окружающих.

***

“Сайт Перфекционист.Ру всё ещё находится в разработке”.
Анекдот
Если анализировать историю возникновения “бытового перфекционизма”, или “квази-перфекционизма”, или “ложного перфекционизма” – вариант можно выбрать по вкусу, – то корни его, как ни странно, скорее всего уходят к протестантской ветви христианства, а в России – к так называемым староверам.
Что характерно для данных социумов?

Прежде всего – земледельческая структура, доведённая до абсолюта. Затем – мегасемья, объединяющая в единый клан несколько отдельных семейных ветвей. В-третьих, северный климат, мало способствующий земледелию и вообще выживанию, но провоцирующий клановое объединение, для “совместной борьбы с природными условиями”. Таким образом, постепенно формируется определённая внутренняя идеология: “Довольствуйся малым, работай как можно больше”. Формально это – обеспечение выживания для всего социума, для всей мегасемьи. Причём, как говорится, “Бог высоко, царь далеко, и глава клана всем здесь и царь, и бог”.

Из установки “работай как можно больше” вытекает следующая: “Никогда не сиди сложа руки, в доме всегда есть работа”. Понятия отдыха в подобных системах практически не существует, отдыхом считается смена вида деятельности. А самое главное – что внутренняя иерархия в “низах” системы выстраивается по количеству и качеству работы, принятой руководителем клана. Основным оценщиком того, “годно ли сделано”, является в данном случае глава мегасемьи, слово которого – истина. И способом указать, что подчинённый в любом случае работал мало, становится принцип “Не принять работу по качеству”. Потому что при желании всегда есть к чему придраться: чтобы исполнитель никоим образом не почивал на лаврах, а пошёл и дальше “заглаживать свою криворукость” на благо мегасемьи.

А кроме того, в системах с иерархическим социальным устройством ни одному руководителю не живётся спокойно. Ведь это устройство не зря сравнивается с лестницей: на ее ступеньках ниже всегда есть те, кто тоже намеревается подняться наверх, часто – посредством спихивания и подсиживания вышестоящего. Поэтому у некоторых руководителей, озабоченных не столько качеством и количеством деятельности, сколько собственной иерархической позицией, как раз и вырабатывается система априорного унижения подчинённого посредством снижения оценки за его работу, даже если реального повода к такому снижению и нет. Но всегда, опять же, можно сказать, что работа “не дотягивает до идеала”, который существует лишь у начальника в голове и может быть не фиксированным. А то, что идеал недостижим – это иногда тщательно скрывается. Потому что нужна та морковка, которую будут вешать человеку перед носом.

Вообще, как известно из тех же сказок, лучший способ дать подчинённому заведомо невыполнимую просьбу – это послать его “туда, не знаю куда, принести то, не знаю что”. Ито есть куда бы в результате он ни пошёл и что бы ни принёс – по мнению внешнего оценщика это всегда будет “не то и не так”, если оценщик в реальности беспокоится не за выполнение работы, а за свою иерархическую позицию.

Одна из распространённых поговорок про невестку и свекровь – прямо в тему:
– Сноха! Ты не так щи варишь?
– А надо как?
– Не знаю как, но не так!

Но те, кто пытается приблизить работу подчинённых к идеалу”, забывают одну важную вещь: тот, кто стремится к идеалу (или кого вынуждают к этому), в итоге не сделает вообще ничего полезного. Потому что однажды поймёт, что угодить своему заказчику – невозможно. И делай что-то, не делай – всё равно получишь выговор и унижение, так при равных итоговых условиях проще не делать. Или ещё вариант: человек рад бы делать, но буквально боится “не сделать идеально”. И здесь вспомним, что как иерархическое мышление, так и оценочная зависимость базируется на бинарном подходе: всё, что не оценено отлично – то считается плохо.

И в отличие от синдрома самозванца, при котором “ты изначально никто, особенно пока не нашёл своё Настоящее Место”, бытовой перфекционизм маскируется под поглаживание “Ты молодец, ты стремишься к идеалу! Но вот тут и вот здесь опять не дотянул: ну что ж, иди, стремись дальше!” То есть исполнитель назначается “хорошим” до тех пор, пока стремится к невозможному, к отличным оценкам, причём во всем (в отличие от перфекционизма психиатрического). Потому что у него при оценочной зависимости сформировано экспериментальное убеждение: за отличные достижения его хвалят, а вот за не-отличные (читай – за плохие, никуда не годные!) – ругают и бьют. А при его сензитивности (так как чаще всего оценочная зависимость формируется у носителей психастенического радикала) – это битье воспринимается крайне болезненно. И человек готов делать что угодно, лишь бы его не ругали.

Перфекционизм чаще всего входит в так называемый родительский сценарий: в тех случаях, когда родитель желает считаться в социуме “самым хорошим отцом/матерью”, но только на основании того, что “мой ребенок всё в социуме делает лучше всех”. Лучше всех развивается, лучше всех одевается, лучше всех читает стишки в детском саду (а когда ребенку стишков не дают или дают недостаточно длинные, нужно прийти к воспитательнице “выяснять, что с ребенком не так, он же такой способный!”) Таким образом и получается, что детей-перфекционистов чаще всего воспитывают перфекционисты-родители.

Родитель будущего перфекциониста шаг за шагом убеждает своего ребенка, что тот “самый-самый-самый”, но в связи с этим и требования у родителя будут к нему повышенными: “Это Петя может учиться на тройки, а ты нет!” “Это Маша может нарисовать кривую елочку, а ты нет!” “Это другие могут провалиться в институт, а ты нет!” Потому что ты способен на большее, но именно в связи с этим ты, во-первых, полностью лишаешься права на ошибки даже на этапе обучения, а во-вторых, будешь постоянно вынужден сталкиваться с реальностью с ее фактической недостижимостью абсолютных идеалов.

Еще один способ сделать перфекциониста – фраза “Ты получишь то, что ты просишь, но только если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой)”. Но увы, “хорошесть” мальчика или девочки определяет родитель, и если у него есть осознаваемая или неосознанная цель почему-либо отказать ребенку в просьбе, то хорошим он не будет никогда. Во-первых, критерии хорошести будут максимально размыты, недостижимы и непостоянны; а во-вторых, даже за априори хорошие поступки ребенок не будет никогда получать похвалы: только претензии. Потому что идеально выполненной работы не существует.

Часто родительское влияние рядится в благопристойные одежды: “Кто же тебе скажет правду, как не самый близкий твой человек”. Но во-первых, общей для всех правды не бывает, а во-вторых, даже неприятные вещи можно сказать по-разному. Одно дело – “Мне кажется, эта кофточка не очень идет к этой юбке, может, попробуешь вот эту?”, а другое – “Эта кофта не идет к этой юбке, ну ты и бестолочь, даже одеться толком не в состоянии!”

И лейтмотив родительских замечаний в случае формирования перфекциониста – “Ты такой способный, что не имеешь права жить, не стремясь к совершенству! Ты буквально обязан делать все лучше всех! Ты особенный и все должен делать по-особенному!”

Иногда можно заметить одну вещь, которую если бы осознал вовремя будущий перфекционист, то не стал бы перфекционистом: как бы замечательно он ни стремился сделать нечто, его внешний оценщик постоянно будет хоть чем-то да недоволен. Потому что у него, как правило, не только свой идеал, но еще и своя цель: «Мне не нужно, чтобы дрова были нарублены, мне нужно, чтобы ты задолбался». Таким образом, даже если требуемое сделано без сучка без задоринки – внешний оценщик все равно хоть одну задоринку да найдет. Даже с позиции вкусовщины. Оценка отличная – зато тетрадка грязная, тетрадка чистая – зато штаны мятые, штаны глаженые – зато вчера маме не помог(ла)… В общем, что называется, “не угодишь на живых”. Но чаще всего это и является конечной целью “экспертизы”: показать, что всё опять не идеально, вкалывай дальше, дружок. И не вздумай гордиться своими промежуточными достижениями и хвалить себя за них сам: вот же, они не идеальны, а значит – никуда не годятся.

Да, что существенно: довольно часто такого оценщика бытовой перфекционист давно интегрировал внутрь своей личности, в собственную Родительскую субличность (по Э.Берну). Когда-то давно у него, вероятнее всего, была реальная мама или бабушка, или другой значимый взрослый, который постоянно показывал ему, что “ты опять не идеален, старайся!” А со временем этот внешний родитель контаминирует (загрязняет, заражает) внутреннего Родителя, то есть такой непримиримый оценщик поселяется внутри самого человека. И человек всегда этого эксперта носит с собой, вне зависимости от того, насколько далеко он сейчас находится от давнишней мамы или бабушки.
***

Как узнать пефекциониста?
Он хочет все делать безукоризненно или не делать вовсе.
Он не выносит, когда делает что-то хуже других.
Он требует совершенства от окружающих.
Он считает, что просьба о помощи – признак слабости.
Он заметил ошибку в заголовке этого списка.
Из сети
Увы, во многих обществах – и в частности в нашем – бытовой перфекционизм довольно часто имеет положительную коннотацию. «Человек стремится делать все как можно лучше!» Подчас им даже принято гордиться. В немалой степени эту гордость подпитывают те руководители, которым своя иерархическая рубашка ближе к телу, и которые провоцируют перфекционистский подход у подчинённых, благо это даёт неограниченные возможности для манипулирования и унижения. Но те, для кого деятельность важнее иерархии, перфекционистов обычно предпочитают на работу не брать. Точно так же их и в рабочем коллективе часто не любят. Как минимум потому, что перфекционист склонен затягивать сроки сдачи своей части работы до последнего, а то и вообще не сдаёт ничего, потому что у него “не получилось идеально”. Перфекционист реально не может выполнить толком ни одного задания, так как, допустим, если предложить ему “отпилить брусок длиной 1 метр” – он будет добиваться максимальной точности (в один миллиангстрем и менее), а такой точности не сможет дать ни один прибор, которым можно измерять, и инструмент, которым можно пилить.

Теоретически бытовой перфекционизм в ситуации “сделай так, как в реальности невозможно” – банальная ситуация невроза, когда внутренняя цензура вступает в конфликт с бессознательным. Так что те, кто гордо заявляет о себе “Я – перфекционист”, в лучшем случае фактически говорят “Я – невротик”!

И понятие “здоровый перфекционизм” – то же самое, что “здоровый невроз”. Перфекционист отличается от того, кто “сделал хорошо, но видит, что может ещё лучше” одним серьёзным фактом: если последний выдаёт сделанное хорошо на-гора, то перфекционист – нет. Он то, что сделал хорошо (а не отлично и не идеально), условно говоря, ломает об коленку и выкидывает. Чтобы никто не увидел того, что он “неидеально” сделал. Мир никогда не увидит достаточно хорошей – но не безупречной – его продукции, материальной ли, творческой, все равно.

Кстати, можно отметить, что перфекционист, как правило, особенно на первых порах, стремится не к своему идеалу, а к идеалу внешнего оценщика. И здесь задача становится совсем неразрешимой: мало того, что чужого понимания идеала достигнуть в разы сложнее, чем собственного, но еще и внешний оценщик – помните? – не столько заинтересован в идеальном исполнении, сколько в том, чтобы все равно к чему-то да прицепиться. Даже если этот внешний оценщик уже внутри самого человека: он все равно не дает этому человеку никакого права на ошибку, даже на самую пустяковую. Между прочим, один из синонимов слова “идеальный” – это слово “безупречный”. То есть – когда не за что упрекнуть. А уж это опять-таки при желании всегда отыщется – за что.

В случае перфекционизма мы особенно наглядно видим ту самую “палку самооценки о двух концах”, когда человек то ощущает себя обязанным быть идеальным, чуть ли не богом, то его самооценка обрушивается ниже некуда – потому что идеальным он стать в очередной раз так и не смог. А середины он опять-таки не видит и не воспринимает.

Перфекционист, привыкнув к критике внешнего оценщика как к априорному средству унижения, бессознательно воспринимает любое критическое замечание как попытку его унизить. Он на эмоциональном уровне не может отделить критику конструктивную от неконструктивной: и напрягается на все разом, отметая и полезные замечания, позволяющие ему профессионально и творчески расти. Да, с таким человеком, как правило, чрезвычайно сложно сотрудничать, соавторствовать и т.п., но – это опять же не его вина, а его беда.

Можно сказать, что перфекционист хочет все и сразу. Со стороны это выглядит довольно смешно, как и отговорка “Я не буду заниматься таким-то делом, потому что у меня никогда не получится так же хорошо, как у вон того профессионала”. Да, умом можно понимать, что сразу вот так же хорошо не получится, что путь любого профессионала усеян падениями, его опыт – “сын ошибок трудных”, но перфекционист со своим страхом “сделать неидеально, а значит, абсолютно плохо” лишен возможности обретать такой опыт, а по сути – возможности обучаться, делая во время обучения ошибки: мы же помним, что права на ошибку он себе (а точнее, его внутренний Родитель ему) не дает. А если не ошибается тот, кто ничего не делает – вот он ничего, соответственно, и не делает.
***

в аду для перфекционистов
ни серы нету ни огня
а лишь слегка несимметрично
стоят щербатые котлы
Из сети
Говоря о психотерапии в случае перфекционизма, важно отметить, что здесь чрезвычайно важна первичная диагностика. Потому что, как показывает изучение материалов по проблеме, нередко даже специалисты путают перфекционизм с застенчивостью, оценочной тревожностью, неуверенностью в себе, комплексом отличника и так далее.

Прежде всего – здесь опять будет важен здравый скепсис и логика. Например, кто-то говорит такому перфекционисту, принёсшему в детстве четвёрку вместо пятёрки: “Четвёрка – не оценка!” И тут чрезвычайно важно суметь задаться вопросом: почему не оценка? Она выставлена учителем, внесена в журнал, она означает – хорошо. Да, не отлично, но – хорошо.
“Ты должен/должна все делать только на отлично!” – почему? кому вы должны? каким образом возник этот долг? где ваша долговая расписка? и главное – насколько реально живому человеку всё делать на отлично, особенно если он сам не испытывает к этому личной мотивации, а его обязывает к этому кто-то извне?

В любой инструкции есть такое понятие, как “допуски и посадки”. Чем выше класс точности изделия, тем эти допуски меньше, но они все равно есть: более того, повышение класса точности, то есть уменьшение разбега допуска, иногда требует несоизмеримых затрат, посему – в каждом конкретном случае насколько важно делать всё вообще без допусков?
И разумнее всего – когда человек сам устанавливает себе эти допуски. Скажем: эту работу я обязан закончить в такой-то срок с таким-то приемлемым качеством. Не идеальным, а приемлемым. Кто определяет приемлемость качества? Я и мой заказчик (не оценщик, а заказчик, если таковой есть: а если нет, то таким заказчиком выступаете вы сами. То есть вы и определяете в первую очередь те самые допуски по качеству).

Однако проблема в том, что не всякий человек может сам себе ставить допуски и определять именно с позиции прогноза и анализа, когда где что будет достаточно. Однажды на просторах сети мне встретилось такое сравнение: тушканчики, которые живут в пустыне, привыкают добывать воду по капельке из самых разных источников. Но если перед ними поставить мисочку с водой – они не поймут, что с ней делать. Они не умеют пользоваться мисочкой. Они никогда ее не видели.

Вот примерно то же происходит с человеком с оценочной зависимостью: он ещё не научился формировать собственные критерии, он не знает, что такое “право на ошибку”, он не способен формулировать свои цели и задачи: потому что с детства обучен, во-первых, ориентироваться исключительно на внешнего оценщика, а во-вторых, подчинять этим внешним оценкам всю свою жизнь. В том числе потому, что его когда-то запугали потенциальной самостоятельностью: “Ты же без нас ни чего не сможешь!”

И, следовательно, если лично вам мешает ваш бытовой перфекционизм, то психотерапевтическая работа с ним начинается с анализа и проработки его базы: той оценочной зависимости, которая заставляет человека стремиться сделать идеально, потому что внутренний оценщик говорит ему: “Все, что не идеально – плохо”. Кстати, в русском языке нет слова “достремился”. Достиг, дошёл, но стремиться (в том числе к идеалу, которого не бывает), получается, нельзя закончить (достижением цели). Можно только прекратить, как ремонт.

Считать ли перфекционизмом собственное стремление совершенствоваться дальше, якобы не для внешнего и не для внутреннего оценщика. В том числе стремление осваивать что-то новое и/или подниматься выше по разного рода ступенькам. Когда сам себе говоришь: “Тут я молодец и этого качества достаточно, но я могу и хочу выше, лучше, дальше, сложнее!”
На первый взгляд это не перфекционизм, а на второй – крайне важна природа мотивации этого стремления. Если она идёт от внутреннего Ребёнка – “Я хочу посмотреть, что там дальше! Я вон той вещи ещё ни разу палочкой не тыкал! Я хочу попробовать, перепрыгну ли я через вон ту планку?” – это естественное удовольствие и жизненный драйв (особенно когда за выгулом Ребёнка присматривает ваш внутренний Взрослый и удерживает его от экспериментов вида “А смогу ли я перепрыгнуть через пятиэтажный дом”). А если мотивирующей субличностью выступает Родитель – “ты можешь больше! ты должен лучше! тебе надо выше!” – причём не объясняя, кому должен и кому надо, – то это уже куда больше похоже на перфекционистские установки.

Представьте себе, что ребёнок с родителем пришли куда-то на обед – скажем, в гостинице, – где накрыт шведский стол.
И вот когда Ребёнок сам определяет, что и в каком порядке он будет есть, и сколько – “сперва я хочу вон той колбасы! Кусочек… ещё кусочек…. ещё… нет, больше не хочу этой колбасы, теперь хочу вон того сыра… ещё кусочек… ещё… нет, нужно место оставить; теперь хочу вон того мяса! два кусочка! Нет, три не хочу, потому что хочу ещё пирожное… вон то… и вот это… нет, два этих будет много, потому что я хочу ещё соку выпить, два стакана, нет, не три, а два, три не уместится” – это удовольствие и жизненный драйв, особенно под присмотром Взрослого.
А когда родитель ребёнку говорит – “пока ты не съешь тут ВСЁ, ты отсюда не уйдёшь” – вот это уже очень пахнет перфекционизмом.

Консультативная терапия бывает полезна перфекционисту тогда, когда он сам готов логически воспринять реальную картину своей ситуации: в том числе признать для себя то, что он вовсе не идеален и не является эталоном, и имеет право ошибаться, как обычный живой человек. Вот это в случае перфекционизма самое трудное и болезненное для клиента: когда ему приходится осознать, что он – обычный живой человек. Многие, приходящие с заказом типа “помогите мне достичь абсолютного идеала”, с большим трудом принимают новый расклад в своей ситуации. И вообще заказ “работать с перфекционизмом” редко бывает самостоятельным: чаще всего он всплывает в процессе работы среди других прочих заказов.

Но перфекционизм в любом виде, как было сказано выше, всегда деструктивен: он не дает человеку обучаться и двигаться вперед, да и русская поговорка не зря говорит, что “лучшее – враг хорошего”. И человек, который в своем лексиконе имеет слово “достаточно” (в плане – “Я сделал это достаточно хорошо в данном конкретном случае”) – не перфекционист. Кстати, иногда полезно бывает создавать видимость перфекционизма: например, когда вас просят сделать что-то в заведомо неадекватных условиях (например, дать интервью без подготовки) – можно сказать: “Я либо делаю хорошо, либо не делаю никак”. Это, как вы помните, в социуме имеет положительные коннотации – и фактически является одним из вариантов вежливо сказать “нет”, если условия того или иного задания вам не подходят.

Оригинал статьи: http://www.naritsyn.ru/perfectionism.htm

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий