суббота, 16 января 2016 г.

Все возрасты мужской сексуальности

Становление мужчины – это путь от нарциссической замкнутости на себе к пониманию чувств другого, считает сексолог Ален Эриль. Путеводитель в шести частях с цитатами и комментариями.

Все возрасты мужской сексуальности

Мужская сексуальность глазами знаменитого французского психоаналитика и сексолога Алена Эриля значительно шире просто секса. Быть мужчиной – значит становиться мужчиной, определять себя через отношение к своему телу и к своим чувствам, к родителям, женщинам, друзьям и собственным детям, к своей мужской роли в семье и обществе, к слабости и силе, уязвимости и ответственности. Сфера сексуальности – это личная вселенная, и каждому из нас, мужчине или женщине, предстоит ее изобрести самостоятельно. Тут нет рецептов и инструкций, но существуют закономерности и общие для многих из нас трудности и открытия, которые больше двадцати лет анализировал Ален Эриль, общаясь с пациентами в своем кабинете. Свои размышления он обобщил в новой книге «Быть мужчиной. Путешествие по мужской сексуальной эволюции»1.

Одна из сквозных идей этого труда – в каждом возрасте мужчине предстоит осмыслить свою маскулинность заново, отвечая себе на главные вопросы, находя баланс между своим удовольствием и чувствами другого, переживая траур по юношеской легкости и принимая себя в зрелости. Шесть эпох «бытия мужчиной»: проницательный взгляд сексолога и свидетельства от первого лица.

10–20 ЛЕТ

Отрочество: поиски себя

Вступление в отрочество часто вызывает у мальчика такой энтузиазм и прилив энергии, что она его буквально переполняет, толкая вперед, к физической и психической автономии. Подростки испытывают амбивалентное чувство, в котором соединены страх и восторг. Мощные гормональные изменения, новое тело и реальная перспектива пережить первый сексуальный контакт и первую любовь вызывают глубокий кризис идентичности. И во всем этом предстоит найти свой путь, разобраться с собой и с миром. Подросток – это рыцарь, выступающий завоевывать жизнь весело, с воодушевлением и легким сердцем.

Ключевые слова: гормоны, кризис, любопытство, страх, радость, стеснительность, грубость, легкость, мастурбация, гомосексуальность, первая влюбленность.

Цитата: «Я впервые влюбился, когда мне было 13. Помню все, как будто это было вчера! Девочка с карими глазами, при виде которой у меня бешено билось сердце. Но я никогда ей не говорил о своих чувствах. Я их держал в себе. Да и как сказать? Девочки смотрели на нас косо, ждали, что мы первыми подойдем. А я не знал, как к ним подступиться». (Франсис, 64 года)

20–30 ЛЕТ

Молодость: Столкновение с реальностью

Многим мужчинам трудно дается прощание с юностью. Они ностальгируют по легкости и беззаботности, с которыми им предстоит расстаться. Принцип удовольствия приходит в столкновение с принципом реальности, и молодой человек ищет, как их примирить. Приходится брать на себя ответственность за профессиональный выбор, за свои чувства и отношения. Впервые возникает мысль, что нынешний роман продлится долго, не исключено, что и всю жизнь. Один из способов выстраивания себя и преодоления страха перед будущим – дружба с другими мужчинами, которые служат одновременно зеркалом и поддержкой в столкновении с миром, тем более что несоответствие ожиданий и реальности иногда вызывает депрессивное состояние. Мужчина перерастает «дух противоречия» и начинает вырабатывать собственные ценности и взгляды.

Ключевые слова: траур, удовольствие, реальность, будущее, мать, дружба, ценности, уязвимость, пенис, оргазм.

Цитата: «Это было невыносимо: быть таким нежным, чувствовать, как подступают слезы при виде ее эсэмэски: я не мог с этим смириться! Для меня стоял выбор: она или моя компания… И я выбрал друзей! Наверное, я заставил ее ужасно страдать, но и сам страдал тоже! Спустя три года мы снова встретились. Мне было ближе к 30, я стал взрослее и разумнее. И согласился быть уязвимым и чувствительным – на свое счастье!» (Жан-Луи, 30 лет)

30–40 ЛЕТ

Отцовство: конец беззаботности

Перспектива стать отцом вызывает у многих панику и головокружение, а эта перспектива обычно становится реальной именно после 30 лет. Возникает чувство нового старта, нового испытания: после стольких усилий, которые понадобились, чтобы стать мужчиной, нужно начинать все сначала! К тому же отцовство навсегда меняет статус мужчины как сына своих родителей. В мужском бессознательном возникают вопросы: останусь ли я мужчиной, став отцом? Как по-настоящему войти в роль отца, а не просто изображать его? Каким отцом я хочу быть? В ответах на эти вопросы заключен глубокий экзистенциальный выбор. Сексуальность тоже меняется: «фаллическое» самоутверждение соседствует с первыми сексуальными трудностями, нужно вести постоянный диалог с будущей матерью, принять свои фантазии, связанные с ее беременностью, по-новому увидеть ее и себя. А еще справиться с растерянностью, ревностью и чувством собственной бесполезности, чтобы стать частью триады отец – мать – ребенок.

Ключевые слова: мужчина, ребенок, инициация, одиночество, разрыв, стресс, роль, привязанность.

Цитата: «Я был счастлив, что у меня родился сын. Я даже этим гордился. Гордился, что у меня получилось: я думал, что не справлюсь с отцовской ролью. Но мне было мучительно принять, что у моей жены и моего сына могут быть свои отношения. Когда она ему давала грудь, я ощущал, как во мне закипает гнев, и стыдился этого чувства». (Джаспер, 34 года)

40–50 ЛЕТ

Зрелость: точка равновесия

Иногда сорокалетние мужчины живут в ожидании своего пятидесятилетия, которое ощущают как момент утраты мужской силы, траура по всемогуществу, предательства тела. С этим десятилетием связано множество фантазий и страхов, имеющих отношение к сексу. Многие вновь становятся отцами, чтобы сохранять иллюзию бессмертия. После сорока мужчина начинает по-настоящему бояться старости и чувствует, что ему предстоит измениться. Должна возникнуть новая, зрелая личность, а некоторые привычки и способы поведения останутся в прошлом. Но есть потребность соблазнять, очаровывать, нравиться, чтобы подтвердить свою мужественность, множить любовные победы и половые акты, доказывать себе, что мир может меняться по нашему желанию. На этот же возраст обычно приходится появление взрослых отношений с собственным отцом («как мужчины с мужчиной») и принятие решений, которые предопределят всю дальнейшую жизнь.

Ключевые слова: старение, ответственность, середина, апогей, соблазнение, тело.

Цитата: «Я больше не чувствую себя желанным и соблазнительным. Волосы редеют, в спортзале я теперь не могу показывать прежние результаты, и эрекция у меня уже совсем не та, мне кажется! Я устал, правда, очень устал…» (Рено, 47 лет)

50–60 ЛЕТ

Обретение себя: время ускоряет бег

Изменения тела становятся очевидными, что может привести к ипохондрии. Философский взгляд на жизнь и понимание себя, если они были достигнуты ранее, дают мудрость, мужество и спокойствие, чтобы переступить порог пятидесятилетия. Владеть собой, уважать себя, утверждать свой способ существования в мире – главные радости этого возраста. Однако призрак «сексуальной смерти» часто толкает мужчин в объятия молодых женщин. Ослабление либидо и проблемы с эрекцией можно смягчить, если понимать «бытие мужчиной» шире, чем секс как в 20 лет.

Ключевые слова: гонка, иллюзии, эрекция, ностальгия, настоящее, тревога, свобода, красота.

Цитата: «Некоторые перемены в теле заставляют вспомнить улицы, по которым мы ходим много лет. Вот закрылся магазин, исчезла вывеска, помещение сдается; и мы спрашиваем себя, что же тут было прежде, то есть неделю назад». (Даниэль, 55 лет)

ПОСЛЕ 60 ЛЕТ

Сакральная сексуальность

Наступает время настоящей сексуальной свободы. Отношение к сексуальности становится более зрелым и счастливым. Секс не связан уже исключительно с наслаждением и генитальным контактом, в нем появляется духовное измерение. Одним из способов сублимации становится новое отношение к женщине, к женскому началу как священному. На первый план выходят нежность, прикосновения, глубина эмоциональной близости в паре.

Ключевые слова: духовность, замедление, ласки, женское, ритуалы, осознанность, умиротворение.

Цитата: «Я стал более уважительным, мягким, спокойным. Мне больше не нужно никому ничего доказывать. В сущности, я чувствую потребность прославлять женщин, восхищенно наблюдать за ними. Это не значит, что моя сексуальность стала менее выраженной. Она просто другая». (Раймон, 62 года)

Подробнее о встрече с Аланом Эрилем по ссылке. Лекция «Страсть и близость в паре» пройдет 23 октября 2015 года.

1 «Être un homme. Voyage dans l'évolution de la sexualité masculine» (Payot, в печати).

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Мужская и женская сексуальность: в чем реальные различия?

Сегодня сексуальность для многих стала источником стрессов – во многом именно потому, что перестала принадлежать исключительно интимной сфере. Прописные истины, старые заблуждения и новые стандарты настолько перемешались в нашем сознании, что мы нередко оказываемся в растерянности. Попробуем внести ясность.

Сексуальность нередко называют «алхимией тела». Но это также и алхимия слов. Слов, которые передают по секрету и произносят во время интимной близости, но которые можно порой увидеть на страницах журнала, услышать с телеэкрана или от специалистов. Сексологи и психоаналитики единодушны: говорить о том, что раньше относилось к области запретного, нужно. Но они же обращают наше внимание на опасности, которые могут здесь подстерегать. Как разобраться в потоке сведений?

Мы рассудили, что для начала хорошо бы изучить самые распространенные стереотипы, касающиеся мужской и женской сексуальности, и попытались посмотреть на них свежим взглядом с помощью двух экспертов-сексологов. Мы спросили их о том, что именно они думают о каждом из полутора десятков приведенных ниже общеизвестных утверждений. Комментарии Алена Эриля и Мирей Бониербаль дают нам шанс избавиться от предрассудков, которые незаметно отравляют наши интимные отношения. Отделив правду от вымысла, мы сможем увидеть, в чем мужчины и женщины действительно отличаются друг от друга, а это, в свою очередь, позволит нам больше доверять своим ощущениям и укрепит нашу веру в себя.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Ален Эриль(Alain Héril)

«Сексуальное влечение живет только в том случае, если партнеры и через много лет задают себе вопросы: «Почему я выбрал тебя? Почему ты выбрал меня?» Если другой кажется понятным от А до Я, то как он может оставаться загадкой? И чем тогда будет питаться влечение? Влечению необходима тайна, уязвимость, желание познать другого».

  • Чтобы заниматься любовью, женщине необходимо любить, а мужчине нет
  • Мужчине необходимо часто заниматься любовью, а женщине проще без этого обойтись
  • Мужчину возбуждают детали, женщину – целое
  • Женщина фантазирует об изнаcиловании, мужчина – о любви втроем
  • При каждой эякуляции мужчина испытывает оргазм
  • Женщина, в отличие от мужчины, может заниматься сексом всю жизнь
  • Мужчина биологически более полигамное существо, чем женщина
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Мирей Бониербаль(Mireille Bonierbale)

«Лучше узнать друг друга, чтобы чаще удивлять друг друга, – таков мог бы быть девиз тех, кому недостаточно механического секса. Игровое измерение сексуальности исключительно важно. А игра означает, что во встрече двоих могут быть моменты взлетов и падений, экстаза и просто удовольствия. Мы должны согласиться с тем, как выражает себя неподвластная нам часть нашей природы».

  • Женщина, в отличие от мужчины, может испытывать оргазм бесконечное число раз
  • Женский оргазм раз в десять сильнее мужского
  • Мужчине нравится, когда ласкают его половой член; женщина любит, когда ее ласкают везде
  • Женщина больше нуждается в прелюдии, чем мужчина
  • Во время близости мужчины предпочитают грубые слова, а женщины – нежные
  • У женщин не бывает эякуляции
  • Мужчина быстрее пресыщается и охладевает к партнерше, чем женщина к своему партнеру

http://www.psychologies.ru/sexuality/libido/mujskaya-i-jenskaya-seksualnost-v-chem-podlinnyie-razlichiya/

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Язык тела, наше все!

Надеюсь, ты еще помнишь как в ваши учителя, еще в классе пятом учили вас простым истинам, например, таким… Что свет, двигается быстрее, чем звук. Ты еще не понял о чем пойдет речь? О языке тела и о том, что оно говорит окружающим. Знаю, что первое, что видит другой человек, даже раньше, чем ты что-то успел произнести, это язык твоего тела.

Язык тела

Когда парни жалуются на то, что девушки в барах, клубах, на улице, не идут на контакт или быстро теряют интерес. А зачастую и вовсе начинают раздражаться просто от присутствия незнакомого парня, который всего лишь хочет познакомиться. Все дело в том, что говорит ваше тело, в знаках и словах которое оно говорит девушке. В этой статье мы рассмотрим 5 ошибочных жестов языка вашего тела и посмотрим как их исправить.

1.Ты мало улыбаешься.

Твоя улыбка, это очень важная вещь. Если ты банально не сможешь освоить, хотя бы этот ключевой пункт, дальше можешь даже и не читать. Улыбка не только притягивает взгляды окружающих и заставляет чувствовать себя лучше и легче, но и напрямую влияет на нервную систему, как твою так и окружающих и влияет только в положительную сторону. Даже если у тебя был тяжелый день, улыбнись искренне. Это хорошее начало на пути к успеху. Улыбаясь, ты даешь себе право на хорошее настроение и шанс на успех.

2.Слишком сжаты ноги.

Слишком сжатые ноги, даже в переполненном клубе или в общественном транспорте выглядит не очень красиво во первых, а во вторых показывает тебя как личность слабую. Плюс к этому у тебя еще и баланс тела очень ослаблен. Вместо этого старайся, чтобы ноги были расставлены на ширину плеч, а поза твоего тела была расслабленной и непринужденной. В результате, твое тело будет прочно стоять на полу и гармонично сбалансированным. Не бойся казаться парнем, который проникает в личное пространство окружающих. Не бойся этого делать на самом деле, проникай, ты имеешь полное право на это. А боязнь этого, показатель слабости. Смелее и контролируй то, как ты стоишь.

3.Постоянно ищешь опору.

Обратите внимание как ты стоишь. Постоянно пытаясь опираться на что-то или ища опору, заставляешь выглядеть себя слабаком. Это один из признаков слабости. Звучит слишком громко .. да? Но это именно так. Не пытайся об что-нибудь облокотиться, объясняя это тем что хочешь слышать лучше то, что говорит тебе девушка. Наоборот, говори сам тише и заставляй девушку склоняться к тебе. Если это происходит, и она периодически переспрашивает, это признак заинтересованности девушки. Не слышишь ее речь, попроси девушку говорить громче или просто наклонись к ней чуть-чуть. Но стой ровно и расслабленно.

4.Руки в карманах или на груди.

Ну этот пункт очень очевиден. Всем сразу понятно, что перекрещенные на груди руки, это закрытая поза и знак, что человек пытается закрыться от окружающих. И люди неосознанно будут стараться избегать человека с закрытой позой. А еще это очередной признак неуверенности в себе. Как и руки в карманах признак того что опять же ты не уверен в себе и как будто не знаешь куда деть свои руки. Избегай этого. Старайся реже скрещивать руки на груди и не держать руки в карманах. В следующий раз оглянись вокруг и посмотри, как ведут себя уверенные в себе парни. Они никогда не перекрещивают руки на груди и не прячут руки в карманах.

5.Активная жестикуляция.

Еще одна распространенная ошибка в поведении. Некоторые из нас, особенно шустрых говорунов, очень активно жестикулируют при разговоре. Если один из них, немедленно остановись! Стоп. Не торопись выговориться быстро, еще меньше маши при этом руками. Можно сопровождать свою речь размеренными и неторопливыми жестами руками, держа руки согнутыми в локтях под углом в 90 градусов. Не жестикулируй руками перед лицом или над головой. Это выглядит не очень красиво и выдает твою нервозность. Даже если ты сам по себе спокойный, то твои жестикуляции могут вызывать у людей негатив и показывать им что ты нервничаешь и торопишься.

Но, как и везде, в соблазнении тоже бывают исключения из общих правил, но они настолько редки, что мы команда www.tweet.ru советуем тебе, не задумываться о них специально. Пробуя ограничивать себя и исправлять свое поведение, ты сделаешь для себя только лучше. И уже через короткое время увидишь что девушки при знакомстве становятся более общительными и открытыми для знакомства а с тобой.

 

© 2009 TWEET.ru

Перевод статьи Mons. Источник статьи, проект: www.askmen.com

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

5 эффективных способов избавиться от симптома постоянной усталости

Усталость имеет неприятное свойство накапливаться и трансформироваться в так называемый «синдром усталости». И кофе в борьбе с этим синдромом почему-то не действует, и сон не помогает.

Чтобы узнать, как еще можно взбодриться, AdMe.ru и Psychologies выбрали самые простые, действенные и нехитрые способы.

ВОДА

Вода, как известно, ‒ основа всего живого: она и от жажды умереть не даст, и от голода спасает. Однако есть у воды еще одно важное качество ‒ способность наполнять энергией. Она прекрасно помогает воспрянуть духом.

9 триллионов мозговых и нервных клеток постоянно и активно «общаются» друг с другом, благодаря чему мы думаем, двигаемся, испытываем гамму эмоций и ощущений, одним словом, живем. А заставляет клетки работать вода: именно она вырабатывает электричество для передачи нервных импульсов. Так что стакан воды ‒ самый лучший тонизирующий напиток, который сможет вывести мозг из сонного состояния, поможет организму оживиться и забыть про синдром усталости.

Что делать

Пить воду. Делать это нужно в течение всего дня, а начинать лучше с самого утра. Например, согласно философии аюрведы, выпитая утром натощак теплая вода с долькой лимона создаст настроение на весь день и уж точно поможет взбодриться.

Еще один простой и проверенный способ победить синдром усталости с самого утра — принять контрастный душ. Необязательно кипяток сменять ледяным потоком, перепад температур может быть небольшим, главное, достичь результата и подарить телу приятные ощущения. Есть и такой вариант ‒ окунуться в бодрящую ванну с холодной водой. Всего несколько минут, и усталость исчезнет.

МАССАЖ

Делать зарядку по утрам лень, да часто и некогда, особенно если проспал. А вот минутку для массажа ушей найти всегда можно. Тем более что это один из самых действенных способов повысить тонус. На ушных раковинах находится более 170 биологически активных точек, рефлекторно связанных со всеми частями и органами тела. Массаж улучшит кровообращение и активизирует работу нервной системы.

Что делать

Делать массаж можно прямо в постели, сразу после пробуждения. Для этого большим и указательным пальцами нужно сначала размять верх уха, затем постепенно переместиться к мочке. Хорошо также потянуть себя за уши вверх и в стороны. Такой массаж полезно делать и в течение дня, особенно тем, кто ведет сидячий образ жизни. Он помогает устранять застой крови во внутренних органах.
АРОМАТЕРАПИЯ

Эфирные масла поистине чудотворны: когда надо ‒ успокоят, когда надо ‒ подбодрят. Главное ‒ выбрать правильный аромат и уметь им воспользоваться. Восполнить недостаток энергии лучше всего помогают цитрусовые ноты, а вот анис, мускатный орех и пачули способствуют успеху в делах. Можжевельник активизирует творческие и деловые качества, а побороть синдром усталости помогут розмарин, сосна и перечная мята, их запахи повышают работоспособность.

Для усиления эффекта, масла можно смешивать в различные композиции. Важно лишь не наносить их в чистом виде на кожу: сильно концентрированные растительные эссенции могут вызвать ожог тканей. Аромат можно вдыхать или, смешав масло с кремом, наносить на кожу ‒ тогда его влияние проявится не только на уровне обоняния и реакций нервных клеток, но и через кожные покровы.

Что делать

Несколько капель масла добавить в уже готовый крем или масло для тела. В качестве основы подойдет оливковое, миндальное, персиковое, кокосовое, кунжутное и даже масло из виноградных косточек. Также можно устраивать сеансы ароматерапии и в течение дня, для этого нужно нанести немного ароматического масла на носовой платок и вдыхать, когда захочется подбодриться.
ЕДА

Диетологи считают, что победить синдром усталости поможет сбалансированный завтрак, и с этим трудно поспорить. Британские исследователи озаботились этим и даже составили список таких продуктов. По их мнению, в этом особенно преуспели красные яблоки: одно такое яблочко, съеденное с утра, способствует пробуждению, обогащает организм витаминами и клетчаткой. Также в список вошли орехи, курица, рыба, овсяная каша и чай.

Что делать

Составить собственное меню из продуктов, дающих максимальный заряд бодрости, и вскоре вы заметите, как организм скажет вам спасибо.
ЧАЙ

Чтобы взбодриться, необязательно пить кофе. Самые популярные виды чая ‒ зеленый и черный. Считается, что зеленый чай сохраняет в себе больше полезных веществ, однако людям, страдающим пониженным давлением, черный чай подходит больше, чем зеленый. Хотя любой из них усиливает умственную деятельность человека и поднимает настроение.

Стимулирующий эффект чая можно усилить, добавив в него лимон, корочки апельсинов, клюкву, листья черной смородины, шиповник или мяту, а также специи, например имбирь, кардамон, корицу, черный перец или мускатный орех.

Что делать

Смешать одну часть молочного улуна, полторы части зеленого чая с корнем женьшеня и одну часть пуэра. Настоять в течение 5 минут. Такой напиток мигом поможет восстановить жизненные силы.

Имбирь ‒ это дополнительное средство, способное одолеть синдром усталости. Добавлять его можно как в черный, так и в зеленый чай, нужно лишь взять свежий корень, натереть его на терке или нарезать тонкими брусочками. На одну чашку чая достаточно 5 г имбиря. Заварить его можно вместе с чаем и потом перелить в термос, дать настояться в течение 15 минут и процедить. Для остроты вкуса можно добавить в чай щепотку перца чили или несколько кусочков цитрусовых.

Источник: psychologies
Фото на превью: pinterest

Источник: http://www.adme.ru/svoboda-sdelaj-sam/5-effektivnyh-sposobov-izbavitsya-ot-simptoma-postoyannoj-ustalosti-1155060/ © AdMe.ru

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

пятница, 15 января 2016 г.

Младенчество мозга: как распускается цветок нового разума

Человеческий мозг начинает учиться, исследовать окружающий мир и приспосабливаться к нему еще в утробе матери. Многое об этом процессе мы можем узнать благодаря новому исследованию, проводящемуся в Лондоне. Корреспондент BBC Future побывал в святая святых эксперимента.

Комнатка, в которой я нахожусь, немного напоминает кабину космического корабля.

За несколькими мониторами — группа ученых, сосредоточенно настраивающих оборудование. Никто не говорит ни слова, лишь мощные моторы гудят вокруг нас.

Мы в неонатологическом отделении лондонской больницы Св. Томаса, однако наша одиссея впечатляет не меньше, чем космическая: мы наблюдаем за становлением человеческого разума.

Таланты новорожденного ребенка, издающего похожие на мяуканье звуки, легко недооценить. В помощь младенцу, покидающему уютную утробу матери, дается удивительный орган, позволяющий ему чувствовать, исследовать и учиться.

Мозг продолжает расти по мере того, как мы развиваем необходимые нам в жизни навыки — от способности улыбаться любимому человеку и расшифровывания звучания слов в языке до формирования собственной воли и идентичности.

Как же мы совершаем это удивительное путешествие? До недавнего времени нейробиологи знали крайне мало о младенчестве мозга.

Однако благодаря проекту «Развитие коннектома человека» у ученых появляется информация об этом важнейшем периоде человеческой жизни.

При помощи современных технологий они отслеживают развитие младенческого мозга — от последних месяцев в материнской утробе до появления на свет, а также в течение несколько последующих недель.

Получив разрешение от одного из главных исследователей проекта Дэвида Эдвардса, я пришел в лабораторию, чтобы составить собственное представление об их работе.

Этот проект стартовал в 2013 году при участии трех крупнейших исследовательских вузов Британии — Королевского колледжа Лондона, Имперского колледжа Лондона и Оксфордского университета.

«Коннектом» в его названии относится к сложным нейронным сетям, которые предположительно отвечают за обработку поступающей в мозг информации.

Еще один перспективный проект, на этот раз в США, посвящен картографированию коннектома взрослого мозга — в то время как лаборатория Эдвардса исследует развитие мозга в первые месяцы и годы, чтобы понять, как растут нейронные сети у младенцев.

Встречая меня в больничном отделении, исследователи рассказывают, что днем ранее в истории проекта случилось важное событие — число младенцев, которые прошли через необходимую для исследования процедуру магнитно-резонансной томографии, перевалило за сотню.

Всего же необходимо обследовать примерно тысячу детей. Некоторые томограммы были сделаны еще до рождения этих младенцев, пока плод находился в материнской утробе.

Это нелегкое дело: поймать плод в состоянии полного покоя получается редко, а движение приводит к нечеткому сигналу томографа, так что ученым пришлось придумать затейливую математическую формулу для компенсации внутриутробной физкультуры.

Сегодня исследователи работают с младенцем, родившимся менее суток назад. Его только что покормили, и шум в помещении его совершенно не беспокоит.

«Он уснул сам и всем доволен», — говорит мне Мишель Слит, руководитель клинического исследования.

Прежде чем поместить мальчика в томограф, лаборанты обернули его в уютный кокон и поместили вокруг его головы надувную подушку, чтобы приглушить жужжание аппарата.

Жужжание сопровождает работу мощных магнитов, позволяющих томографу отследить движение постоянно сталкивающихся друг с другом молекул воды в мозге.

Поскольку вода лучше перемещается вдоль нейронных связей, в результате получается подробное изображение аксонов — длинных отростков нервных клеток, по которым идут импульсы.

По словам Дэвида Эдвардса, это своего рода «мозговая карта метро» — на ней изображены основные проводящие пути, передающие электрические импульсы от одного отдела мозга к другому.

Направляя поток информации, они закладывают основу наших когнитивных способностей.

Обследование не всегда идет по плану. Как правило, один из десяти младенцев просыпается в течение двух-трех часов, которые занимает процедура, и не может снова уснуть — а это значит, что время было потрачено зря.

«Нам нужны очень терпеливые и спокойные радиологи», — говорит Эдвардс. Однако в случае успеха полученная информация становится важным дополнением растущего массива данных о зарождающемся разуме.

«Мы крайне благодарны за каждую томограмму — все они очень важны», — добавляет Слит.

В оригинале этой статьи на английском языке вы найдете видеоролик авторства Дафниса Баталя из Королевского колледжа Лондона, позволяющий взглянуть на мозг новорожденного в трехмерной проекции — как снаружи, так и изнутри.

Если задуматься о том, что многие связи слишком малы в диаметре и их нельзя увидеть в таком разрешении, поневоле понимаешь, почему мозг порой называют «самым сложным объектом на Земле».

Хотя проект «Развитие коннектома человека» уникален по масштабу и задачам, существуют и другие проекты, цель которых — узнать больше о первых месяцах развития мозга.

В частности, мы теперь знаем, что младенцы начинают изучать и исследовать мир задолго до рождения.

Используя различные технологии измерения нейронной активности плода в режиме реального времени, ученые установили, что мозг еще не родившихся младенцев, по всей вероятности, реагирует на яркие вспышки света и громкие звуки.

Кроме того, в последнем триместре беременности они, похоже, учатся распознавать успокаивающие звуки материнского голоса и музыкальную заставку ее любимого телесериала.

Возможно, они даже могут попробовать недавно съеденные ей блюда: так, вкус чеснока предположительно проникает в околоплодные воды.

В результате младенцев, начинающих питаться взрослой едой, зачастую притягивает аромат блюд, которые мать ела во время беременности.

Наша способность к обучению увеличивается после того, как мы покидаем материнскую утробу.

В первые дни жизни ребенок уже прислушивается к звукам речи и начинает распознавать структуру умильного воркования своих родителей, закладывая основу собственного понимания грамматики языка.

Примерно тогда же мозг вовсю настраивает эти пучки новых нейронных связей, одновременно отращивая и укорачивая аксоны по мере наработки новых навыков и умственного развития; его задача — создание максимально эффективных нейронных сетей.

В настоящее время исследователям, работающим под руководством Дэвида Эдвардса, приходится корректировать свою методику в процессе исследования, однако ученый надеется, что в будущем появится возможность сравнить томограммы мозга с результатами тестирования когнитивных способностей детей.

Например, с помощью простых видеоигр можно оценить такие характеристики, как внимательность, скорость реакции на движение и скорость обучения, и на основании этих данных составить базовое представление о когнитивных способностях ребенка.

Посмотрев на коннектом этого ребенка, можно будет сделать выводы о том, отражают ли его способности имеющиеся различия в нейронных связях.

По профессии Эдвардс врач, поэтому главный вопрос для него — результаты исследования детей, прошедших через те или иные сложности в развитии.

В первую очередь его интересовали недоношенные дети. По его словам, поражает их жизнестойкость: мозг рожденных раньше срока младенцев зачастую развивается на удивление активно.

«Они покинули материнскую утробу на три-четыре месяца раньше, чем положено, перенесли массу перегрузок, поэтому тот факт, что мозг их выглядит нормально, совершенно невероятен», — говорит он.

Тем не менее, Эдвардс стремится узнать, существуют ли более тонкие различия в нейронных связях, которые могли бы сказаться на развитии таких детей по мере взросления.

В качестве примера он указывает на особенно плотный пучок волокон, соединяющих область в центре головного мозга под названием таламус и кору головного мозга — его складчатую поверхность.
«Таламус — это интернет-портал мозга, обрабатывающий всю входящую и исходящую информацию», — поясняет Эдвардс.

Таламус собирает информацию от органов чувств, контролирует ее пересылку между различными областями, а также передает результаты нашему телу, управляя таким образом нашим поведением.

«Эти связи активно растут в период, когда ребенок находится в отделении интенсивной терапии, поэтому с медицинской точки зрения изучение их представляет большую ценность», — заключает он.

Возможно, более слабые связи в этой области могут служить индикатором потенциальных когнитивных трудностей у ребенка в дальнейшем.

Дэвид Эдвардс также надеется, что исследование поможет пролить свет на такие медицинские проблемы, как шизофрения, аутизм и депрессия — не исключено, что их провоцируют небольшие изменения нейронных связей в мозге пациентов относительно нормальной конфигурации.

«Насколько нам известно, структуры, связанные с этими состояниями, закладываются в последние три месяца беременности», — говорит Эдвардс.

Это отклонения, которые порой проявляются лишь через несколько лет или даже десятилетий после рождения.

Однако вполне возможно, что в истории конкретной семьи уже были случаи подобных отклонений. Тогда исследователи смогут заняться поиском небольших различий, которые потенциально являются факторами развития у детей психических заболеваний.

Конечно, технологии постоянно развиваются, и через 10 лет, по словам Эдвардса, наши нынешние открытия могут оказаться устаревшими.

Однако любой путь нуждается в карте, и эти первые томограммы помогают проложить дорогу для новых исследований.

Наш разговор заканчивается, и я слышу детский плач — малыша только что вынули из томографа. Он проснулся, покинул свой уютный кокон и вновь столкнулся с непривычной реальностью — но родители готовы его утешить.

Как только данные обработают, ребенок получит копию своей томограммы — снимок его зарождающегося разума, впервые попавшего в этот дивный новый мир.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Мозг никогда не ленится

Нафоне многочисленных текстов о том, как сдержать новогодние обещания, мы приготовили для вас статью, которая при помощи науки отчасти снимет с вас вину за слабости…

Что делать, когда ничего не хочется? Не просто не хочется, а очень-очень не хочется? Вам знакомо такое состояние? Некоторые люди пребывают в нем постоянно, но вопреки тому, что думает о них та часть человечества, которой хочется несколько больше, их мозг вовсе не бездельничает. Нет-нет! Он может быть настолько нагружен, что ему уже не хватает сил на действия.

Такую идею предложили ученые из британского Оксфордского университета, которые взглянули на мозг ленивых и безынициативных людей при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии, прося при этом испытуемых решиться на одно из предлагаемых действий: одно было более сложным, второе — менее.

Никого не удивит, что чаще люди выбирали второй вид активности. Но, к изумлению ученых, вовсе не потому, что мозг участников эксперимента был менее активен. Наоборот: он кипел от активности, особенно в премоторных отделах коры, там, где планируются будущие действия.

При принятии решений активность этого участка мозга была гораздо выше у апатичных людей, чем у энергичных. Она была настолько велика, что сам процесс принятия решения, казалось, поглощал всю энергию, которой после недоставало на перевод намерений в действия. Похоже, что у людей со сниженной мотивацией (ну, возможно, не всех), в мозгу существуют какие-то проблемы с «винтиками». Участки, отвечающие за принятие решений, работают у них неэффективно, тратя почти одну пятую часть всей энергии, которая требуется для работы мозга. Поэтому для их серых клеток предпринять действие – это невероятное усилие. Возможно, это открытие позволит найти более действенную терапию для людей, страдающих от депрессии или апатии, мешающих нормальному функционированию.

Прежде всего это открытие отчасти снимает с нас вину за наши собственные слабости. Однако к началу года у нас есть для вас еще пара таких новостей.

Кое-что для опаздывающих

Ученые сделали открытие, которое, возможно, позволит вечно опаздывающим почувствовать себя немного лучше. Проблема весьма серьезная: по подсчетам, в одних только Соединенных Штатах опоздания каждый год наносят экономике ущерб в 90 миллиардов долларов.

Кто обычно опаздывает? Психологи утверждают, что это, по большей части, люди с поведенческим типом В. Кто же это? В принципе, их лучше описать при помощи сравнения с обладателями поведенческого типа А, которые живут в состоянии постоянного стресса под давлением спешки, часто склонны к соперничеству и амбициозности, враждебно настроены к другим людям, видят в окружающем угрозы. Обладатели поведенческого типа В такими чертами не обладают. Это идет им на пользу: вне зависимости от того, какой работой они занимаются, до 70 лет им реже угрожает инфаркт, хотя свои амбиции у них тоже есть. Одновременно они более склонны к многозадачности, выше ценят отношения с людьми, чем поставленные цели, и еще — чаще опаздывают. Поведенческий тип в меньшей степени зависит от воспитания, и в большей – от наследуемых черт темперамента, так что, как утверждают исследователи из  американского Университета в Сан-Диего, привычка опаздывать — у нас в крови, и ее сложно искоренить (это, конечно, не значит, что дело совсем безнадежно!).

Успокаивает? В контексте всех тех новогодних обещаний, которых нам никогда не удается выполнить, очень!

Кое-что для сонь

Тогда еще одно: если вы решили в новом году хорошенько выспаться, нам придется вас от этого отговорить. Оказывается, чрезмерное количество сна ведет к таким же плачевным последствиям, как и его недостаток. Оно вызывает в организме хаос, который приводит к метаболическим нарушениям, диабету и даже раку!

В краткосрочной перспективе долгий сон снижает настроение и, как ни удивительно, вызывает чувство усталости. Вам знакомо это напоминающее похмелье состояние, когда в выходной день вам наконец удалось поспать до полудня? Наш мозг, как показали долгосрочные исследования под названием The Harvard Nurses Study, не может с этим справиться. Почему? Потому что сбиваются биологические часы. А они работают, подобно солнечным, и управляют различными физиологическими процессами  нашего тела. Примерно в 4.30 давление человека доходит до самой низкой за сутки отметки, около 19 часов максимума достигает температура тела, а примерно в 21 час начинает выделяться гормон сна мелатонин, благодаря которому у нас начинают слипаться глаза.

Этими биологическими часами управляет солнечный свет, а находятся они в ядре передней области гипоталамуса. Им подчиняются все другие, так называемые периферийные, часы в нашем организме, которые находятся в разных тканях и органах. Ритм смены света и тьмы, который синхронизирует все часы, может нарушиться (зимой или во время трансконтинентальных перелетов). Что тогда происходит? Все часы в нашем теле начинают работать в собственном ритме. Гормоны печени не выделятся во время обеда, мелатонин будет клонить нас в сон во время важной конференции, а гормон стресса кортизол, самая большая концентрация которого обычно наблюдается около 7 утра, не позволит нам заснуть после напряженного рабочего дня. Эффектом такой какофонии станет  известная путешествующим в другое полушарие десинхрония. Те же симптомы мы испытываем, когда пытаемся в выходные компенсировать недостаток сна за рабочую неделю. Лучше поспать чуть дольше, но только немного. Ученые говорят, что идеально — восемь часов. Меньшее и большее количество сна не идет нам на пользу.

Кроме того если долго валяться в кровати, в нашем мозге может измениться уровень различных гормонов и нейромедиаторов, а в итоге нам расхочется чего-то хотеть. А если такое состояние затянется? Тогда вернитесь в начало статьи.

http://inosmi.ru/science/20160105/234985737.html

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Соприкосновение с искусством влияет на интеллектуальные возможности

На первый взгляд кажется, что искусство — это нечто вроде глазури на кексе. Когда мы разобрались со всеми другими делами, тогда мы можем подумать и об искусстве», — пишет в книге «Суть человечества» профессор психологии из Калифорнийского университета Майкл Газзанига (Michael S. Gazzaniga). Большинство из нас разделяет эту точку зрения. В качестве рождественского подарка мы, скорее, купим (в зависимости от толщины кошелька) носки или iPad, чем альбом с картинами мастеров Ренессанса. Дополнительные занятия по английскому или математике кажутся большинству родителей более удачным выбором, чем художественный, музыкальный или театральный кружок. Ведь какой прок в игре пятилетнего ребенка на пианино кроме развития слуховой коры мозга и подпитки снобизма его родителей?

Между тем нейробиологи утверждают, что общение с искусством, особенно в областях, связанных с выступлением на сцене, подстегивает работу мозга и прекрасно готовит его к занятию точными науками, в первую очередь развивая необходимую для познания концентрацию. Неслучайно, «центр прекрасного» располагается в префронтальной коре головного мозга — самой молодой в эволюционном отношении его части, которая отвечает также за аналитическое мышление.

Когнитивные механизмы

Когда мы разглядываем картины вне зависимости от того, кем они написаны — голландскими мастерами XVII века или французскими импрессионистами, в мозге активизируется затылочная часть коры головного мозга. Когда мы слушаем Девятую симфонию Малера или альбом Тома Уэйтса, мы стимулируем височные доли, а когда читаем Чеслава Милоша (Czesław Miłosz) — нейронные сети лобных долей. Мозг работает еще интенсивнее, когда мы сами играем на пианино, рисуем или пишем стихотворение. Ученые выяснили, что сочинение, исполнение и прослушивание музыки задействует все наши когнитивные механизмы. Когда вы берете в руки гитару, «восприятие, память, внимание, моторика, эмоции, абстрактное мышление и понимание чужого сознания — все эти механизмы включатся в сложную работу», — подчеркивает Майкл Газзанига.

Все виды искусств, особенно те, которые связаны с выступлением на сцене, активизируют познавательное внимание, то есть, как объясняет в своем эссе «Мозг и искусство» нейробиолог профессор Ежи Ветулани (Jerzy Vetulani), «способность избирательно сосредотачиваться на интеллектуальных импульсах в течение времени, которое  необходимо для их кодирования и записи в рабочей памяти».

Согласно определению психолога Роберта Стернберга (Robert Sternberg) (который прославился как создатель трехкомпонентной теории любви, но занимается также изучением креативности и интеллекта), благодаря вниманию мы активно перерабатываем ограниченный фрагмент информации среди того огромного объема, который мы получаем при помощи органов чувств. Мы способны выбрать источник информации, изучить перцептивное поле в поисках того, что нам требуется, продлить состояние концентрации, скоординировать задачи и переключиться между ними. Все эти умения необходимы для обучения, в чем мог убедиться каждый, кто наблюдал за семилетним ребенком, садящимся за домашнее задание. Но что же такого исключительного в этом искусстве, что оно помогает учиться? Красота и удовольствие, отвечают ученые.

Аффекты и эффекты

Николас Хамфри (Nicholas Humphrey) из Кембриджа, который изучает эволюцию человеческого интеллекта и сознания, заинтересовался тем, как мы совершаем эстетический выбор. Как и зачем мы называем что-то прекрасным, а что-то уродливым? Хамфри полагает, что «источником эстетических преференций служит наблюдающаяся у животных и людей склонность к поиску опыта, на основе которого можно научиться классифицировать объекты окружающего мира. Красивые структуры в природе или искусстве — это те, которые облегчают задачу классифицирования». Психолог считает, что умение выносить эстетические оценки очень важно для процесса обучения.

По мнению Джона Туби (John Tooby) и Леды Космидс (Leda Cosmides) из Центра эволюционной психологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, в процессе эволюции мы научились различать  прекрасное и стремиться к нему (когда мы видим нечто уродливое, в коре мозга активизируется двигательная зона, будто центр управления подает нам сигнал к бегству), чтобы искать и собирать разнообразные впечатления, которые помогают максимально развить адаптационные возможности.  Как подчеркивает профессор Газзанига, «усиление положительного аффекта — это желательное воздействие, вне зависимости от того, что становится его источником: слуховой, зрительный импульс или другие ощущения. Хорошее настроение увеличивает познавательную гибкость и помогает творчески решать проблемы».

Туби и Космидс пишут, что занятия искусством кажутся нам бесполезными, потому что мы оцениваем их с точки зрения изменений, которые появляются в итоге во внешнем мире, между тем, важнее всего то, что происходит в мире внутреннем — в мозге. Кажется, что изображать пейзажи акварелью, это не так полезно, как решать уравнения с двумя неизвестными, потому что именно последние появятся на экзаменах. Отказываться от математики, конечно, не стоит, но одновременно ненужно недооценивать искусство, потому что благодаря ему мозг, возможно, научится быстрее и успешнее концентрироваться.  Как утверждают Тооби и Космидс, инвестиции в искусство, это инвестиции в нейрокогнитивную организацию. Они особенно полезны в первые годы, и приносят эффект на протяжении большей части жизни.

Скрипка Эйнштейна

В том, что занятия искусством идут в паре с научной карьерой, убеждает не только пример Леонардо да Винчи, которого мы назвали бы сейчас одновременно художником, архитектором, философом, музыкантом, математиком, механиком, анатомистом и геологом. Психофармаколог, нейробиолог и биохимик Ежи Ветулани, один из наиболее цитируемых польских ученых, был одним из основателей «Подавала под баранами» (созданный в 1956 году в Кракове театр-кабаре, ставший клубом для творческой молодежи и сценой для выступления артистов разных жанров, – прим.перев.) и долгое время выступал там в качестве конферансье, заменяя находящегося тогда в Париже Петра Скшинецкого (Piotr Skrzynecki) (актер, режиссер, сценарист, — прим. перев.). Его коллега по Институту фармакологии Польской академии наук профессор Рышард Пшевлоцкий (Ryszard Przewłocki), который изучил новый механизм появления страха, много лет выступал в краковском экспериментальном «Театре 38». Американский физик-теоретик Ричард Филлипс Фейнман (Richard Phillips Feynman), один из создателей квантовой электродинамики и лауреат Нобелевской премии по физике в 1965 году, играл на барабане и занимался живописью. Микробиолог Хилари Копровский (Hilary Koprowski), который создал вакцину против полиомиелита, тоже занимался музыкой: он играл на пианино и сочинял. Как и, например, изобретатель телефона Александр Грейам Белл (Alexander Graham Bell).

Альберт Эйнштейн с четырехлетнего возраста играл на скрипке. Эльза, супруга Эйнштейна, вспоминала: «Я влюбилась в Альберта еще маленькой девочкой, потому что он прекрасно исполнял Моцарта на скрипке. (…) Еще он играл на фортепиано. Музыка помогала ему размышлять о своих теориях. Он шел в кабинет, играл несколько нот, что-то записывал, снова возвращался в кабинет».

Кишки и разум

Гленн Шеленберг (Glenn Schellenberg) из Торонтского университета наблюдал за шестилетними детьми в нескольких группах: одни занимались игрой на синтезаторе, другие пением или театром, у других таких занятий не было. Исследование показало, что уроки музыки незначительно, но стабильно повышали коэффициент умственного развития. В свою очередь, группа под руководством Хелен Невилл (Helen Neville) из Орегонского университета изучала детей в возрасте от трех до пяти лет, принимавших участие в программе Head Start, нацеленной на удовлетворение образовательных и культурных потребностей детей из малообеспеченных семей. Невилл выяснила, что дети, которые занимались искусствами, в частности, музыкой, значительно улучшили свои показатели, связанные с концентрацией, зрительно-пространственными функциями и даже… умением считать.

Знания о влиянии искусства на интеллектуальное развитие использует на практике центр Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein) в американском Геттисберге, основанный в 1992 году наследниками прославленного дирижера и композитора. Разработанный там метод «artful learning» внедрили, в частности, в Начальной школе Moffett в Лос-Анджелесе, большинство учеников в которой происходят из сложных, отсталых в образовательном и культурном плане семей. Дети изучают физику (например, равновесие, принципы конструкции) на примере 17 башен района Уоттс, национального исторического памятника, сравнивая его с Эйфелевой башней и размышляя о временах создания этих построек. Благодаря методу соединения искусства с получением знаний, учебному заведению удалось переместиться с конца рейтинга американских школ, в его середину. «Огромный недостаток польской системы образования состоит в том, что там очень мало уроков, связанных с искусством», — отмечает профессор Ветулани.

«Не странно ли, что овечьи кишки способны так вытягивать из человека душу?» — задается вопросом Шекспир в пьесе «Много шума из ничего». Как выясняется, кишки могут гораздо больше: они пробуждают не только душу, но и разум.

Катажина Срочиньска — главный редактор журнала Coaching, руководитель раздела «Психология» журнала Focus.

http://inosmi.ru/science/20160109/234998513.html

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru