понедельник, 4 апреля 2011 г.

Я ужастно раздражаюсь на родственников моего мужа

Здравствуйте!я замужем 2 года. дочке год и семь.дело в том что я ужастно раздражаюсь на родственников моего мужа!ничего нимагу с собой поделать!даже стыдно немного!дело в том что сёстры мужа со своими семьями уже два года приходят к нам купаться по выходным, потому что они никак не достроют свои дома,и им негде купаться.

[Spam]
Уникальных посетителей темы: 0

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Нарушения сна: сомнамбулизм, лунатизм, снохождение

В  практике медицинского психолога, часто приходится встречаться с родителями детей, которые лежат в больнице. И, к сожалению, одним из частых, является вопрос:
Мой ребенок, встает ночью, разговаривает, ходит по комнате. Что это? Опасно ли это? Как с этим бороться?
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе…


Уникальных посетителей темы: 0

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

воскресенье, 3 апреля 2011 г.

Как перестать заниматься мастурбацией

Здравствуйте! Посоветуйте пожалуйста как перестать заниматься мастурбацией. Проблема в том что я еще девственница и при занятией мастурбацией для меня главное не получить удовольствие, а скажем так мазахизм. После этого я чувствую себя грязной и очень жалею что так делаю. Каждый раз обещаю себе больше так не делать, но увы... Р.S. у меня пока нет парня. Заранее спасибо

[Spam]
Уникальных посетителей темы: 0

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Взаимосвязь наркотиков и творчества

Содержание
Введение
1. Характеристика наиболее распространенных психоактивных веществ
2. Деятели искусства о наркотических веществах
3. Анализ результатов исследования среди молодых художников
Заключение
Список использованной литературы

Введение

В данной работе мы рассмотрим на редкость живучий миф о том, что наркотические вещества являются неотъемлемыми спутниками творческих процессов и непременными атрибутами творческой личности. Действительно ли это так, или всё же миф остаётся мифом или чьей-то завуалированной пропагандой? Поиску ответа и аргументов опровержения этого мифа мы посвятили данное исследование. Мы считаем, что информированность в этом вопросе определяющий фактор формирования антинаркотического мировоззрения у молодежи.

Современные ученые (А.М.Кожина, В.И.Коростий, О.О.Демина), объясняя причины возникновения наркотической зависимости выделяют три группы факторов наркотизации: биологические, объясняющие склонности к злоупотреблению особенностями организма и особой предрасположенностью, социальные (влияние общества и семьи) и психологические (или психические), рассматривающие особенности и отклонения в психике как детерминанты формирования наркотической зависимости. В аспекте данной статьи мы считаем вполне уместным включить в этот список куль турологические факторы, т. к. влияние определенных культурных традиций употребления наркотиков позволяет выделить мотивы наркотизации, находящиеся вне перечисленных факторов (Л.П.Великанова). К примеру, ритуальное употребление наркотиков в традиционных культурах (например, у индейских шаманов, в духовных практиках африканских племён) и современной психоделической культуре. Отметим и на редкость живучий миф о связи наркотиков и творчества, побуждающий некоторых наиболее экзальтированных художественных натур обращаться к наркот ическим препаратам.
Издавна предпринимались попытки понять, почему люди приводят себя в состояние одурманивания и опьянения, что заставляет их добровольно погружаться в неконтролируемую стихию безумия, как сейчас модно говорить «снимать границы сознания».. Это безумие, ставшее искушением, занимает людей с тех пор, как, в отличие от санкционированного обществом сакрального, ритуального, коллективного и лечебного употребления, отдельные индивиды начали принимать наркотики по собственному разумению. По их мнению, наркотики давали возможность погрузить ся в совершенно иной опыт, освободиться от привычных связей, от повседневной упорядоченности форм восприятия мира, открывали путь к непривычным, нестандартным значениям и образам. Побуждения к побегу от «серой действительности», стремление преодолеть монотонность своей жизни всегда являлись основными потребностями души. Даже опасность для здоровья и жизни редко останавливала человека на этом пути. Свобода грез, пусть даже пугающих, влечет человека цивилизованного так же властно, как влекла участника древних мистерий.
Слово «художник» имеет несколько значений: артист, творец, деятель искусства, а под искусством подразумевается творческая деятельность высшего уровня в любой сфере. Ведь существуют идиомы: «Он артист в своем деле!», или «Это настоящее искусство преподавания». Творчество и психоактивные вещества, к сожалению, имеют длительную и тесную связь: от галлюциногенов, употребляемых шаманами во время ритуалов, до, например, употребления опиума Шерлоком Холмсом в произведениях Конан Дойла, от творчества Кастанеды, возводящего, просто, поэтиче� �кие оды наркотическим веществам, до the Beatles и других рок певцов, открыто признающих употребление ими наркотических веществ. Тема наркотической зависимости так же затрагивалась и в отечественной литературе – например, в произведении «Морфий» М.Булгаков очень ярко описывает деградацию личности, попавшую в «наркотический плен». Само произведение начинается со слов героя: «Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы, - как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь !» Этим самым автор словно, показывает, что здоровье надо ценить, пока оно есть, а не губить его пагубным пристрастием. Сам М.Булгаков тоже прошёл через ад наркотической зависимости, поэтому тема, задетая в произведении знакома ему не понаслышке.
Если подойти к проблеме влияния наркотиков на творчество с нейрохимической и нейрофармакологической точек зрения, то прежде всего возникает вопрос о феноменах творческого процесса. Таких как инсайт , катарсис , вдохновение . К сожалению, в настоящее время ответить однозначно о роли тех или иных нейромедиаторов в творческом процессе, равно как и выделить конкретные участки мозга, отвечающие за процессы творчества, не представляется возможным. С другой стороны, понятие "наркотики" охватывает довольно разнородные группы веществ, дей� �твие которых на высшую нервную деятельность зачастую противонаправлено и, следовательно, юридическое понятие наркотик неприменимо при рассмотрении данной проблемы. Поэтому, далее будут рассмотрены эффекты конкретных психоактивных препаратов и их влияние на процессы творчества.

1. Характеристика наиболее распространенных психоактивных веществ
Как уже говорилось выше, под словом «художник» мы подразумеваем творца, вдохновенно занимающегося своим любимым делом, созидателя, естественно к этой категории относятся и различные музыкальные направления (Менделевич В.Д.). Например, традиционно образ жизни рок-музыкантов тесно связывается с наркотическими веществами, их употребление считается признаком свободомыслия и «неподчинения серости», признаком бунтарства и неотъемлемой частью имиджа творческой личности. Какое же действие оказывают наркотики на психику человека? Почем у же их, якобы, употребляют творческие люди? В попытке ответить на эти вопросы рассмотрим действие некоторых психоактивных веществ.
Самым «модным» наркотиком девяностых стал экстази. Он был завезен в Лондон и на волне хаус-музыки распространился по всему свету, как неотъемлемая часть танцевальных мероприятий. По своему действию представляющий нечто среднее между ЛСД и амфетаминами, экстази позволял сочетать созерцательность и остроту ощущений от светоэффектов с повышением двигательной активности и нечувствительностью к усталости. Тогда мало кто знал о его пагубном влиянии на организм, ведущем к психическому и физическому истощению.
В плане влияния этанола (алкоголя) на состояние человека создающего произведение творчества, следует прежде всего отметить анксиолитический эффект препарата (элиминация тревожности, неуверенности в себе), повышение контактности и социабельности (социабельность – способность личности строить отношения с окружающими людьми). В то же время повышается порог восприятия так называемого сенсорного шума. Говоря проще, человек перестает реагировать на такие малозначащие раздражители как хлопанье дверей, шум за окном. Облегчается контакт , с другими людьми, снимаются внутренние барьеры в общении. Все это связано со сдвигом общего баланса ЦНС в сторону превалирования тормозных процессов. Как мы знаем, зависимым личностям свойственна низкая самооценка, алкоголь, на первых порах, действительно способствует кратковременному снятию барьеров общения, не снимая при этом внутреннюю проблему, приводя со временем к печальному итогу. Как правило, фаза возбуждения, несмотря на усиление сенсорного шума, субъективно переносится хорошо. Некоторые наркологи характеризуют данную ф азу опьянения усилением насыщенности цветов и интенсивности и богатства звуков. Безусловно, подобные эффекты могут иметь определенное значение для художников и музыкантов, однако, если вспомнить о том, что они развертываются на фоне общего возбуждения, сопровождаемого трудностями в сосредоточении, двигательным и речевым растормаживанием, то полезность действия алкоголя представляется сомнительной. Следует также отметить, что возбуждение и эйфория без дальнейшей подпитки очередными порциями этанола быстро уступают место созерц ательно спокойному состоянию с легким оттенком эйфории. В принципе данное состояние является достаточно удачным для процесса творчества, однако именно в это время превалирование тормозных процессов приводит к тому, что просто становится лень делать что-либо полезное.
Кофеин, как и этанол, наиболее часто употребляемыми психоактивные вещества в творческой среде. Мы потребляем кофеин в виде чая, кофе, кока-колы и других кофеин-содержащих напитков . В обществе традиционно сложилось мнение о том, что чашка крепкого кофе или чая повышает работоспособность, усиливает творческие процессы и вообще заставляет мысли в голове течь в нужном направлении. Так ли это? Кофеин действительно обладает тонизирующим свойством, но он же и расширяет сосуды, что способствует падению давления, следовательно, как не парадок сально, к расслаблению. Остальные эффекты кофеина прямого отношения к высшей нервной деятельности не имеют однако могут серьезно мешать творческому процессу (например диуретический эффект – все отлично помнят нестерпимое желание посетить туалет после нескольких чашек крепкого кофе).
Влияние марихуаны на творческие способности человека никто не исследовал. Однако четко показано, что однократный прием марихуаны достоверно нарушает память, затрудняет обучение и резко ухудшает внимание. Интересно отметить, что у хронических потребителей марихуаны довольно часто отмечается "синдром отсутствия мотивации", который включает в себя апатию, анэргию, тупость, нарушения памяти и способности к концентрации внимания, полное отсутствие интереса к окружающему миру. Из клинических примеров известно, что в состоянии острой интоксикации человек склонен в основном размышлять о возвышенном, при этом продуктивная деятельность, как правило, затруднена. А на выходе из интоксикации анэргия и когнитивные нарушения опять же снижают эффективность любой деятельности.
Помогает ли марихуана в творческих процессах? Нет, хотя и создает субъективное ощущение собственной гениальности. Сошлюсь на Бориса Гребенщикова, который прямо заявил, что не может вспомнить ни одного своего произведения, созданного под влиянием или благодаря марихуане. В то же время доказаны изменения в когнитивной функции человека, особенно при хроническом употреблении марихуаны (и вовсе не в сторону улучшения).
Действие других наркотических и психоактивных веществ, в принципе своём, не сильно отличается, создавая лишь иллюзию творческой продуктивности, в действительности же не оказывая ни малейшего положительного действия на творческий процесс и разрушая личность.
Таким образом, мы подтвердили абсолютную бесполезность психоактивных веществ для творческого процесса. Так что же поможет художнику найти вдохновение и достичь состояние инсайта?

2. Деятели искусства о наркотических веществах
Н.В.Гончаренко, упоминает, что почти все гении имели некоторые странности, из которых они черпали своё вдохновение, не прибегая к наркотическим веществам, которые, как уже говорилось выше, никак не способствуют творческому процессу, и даже наоборот угнетают продуктивность художника.
А что же думают сами люди искусства об этом?
Юрий Грымов (режиссер): «Творческие люди на виду, и их жизнь часто обсуждается публично. Наркотики также употребляет достаточно много людей, не имеющих никакого отношения к творчеству, но это не так заметно. Если вспомнить 60-70 годы, когда Голливуд переживал второй всплеск в своем развитии, начался кокаиновый бум. Наркобароны пытались подсадить на кокаин звезд кино, поскольку кинозвезды – это публичная профессия. Употребляя так называемые легкие наркотики, они могут привлечь внимание к этому товару. Так что я считаю, что наркомания в шо� �-бизнесе это своего рода пиар, продвижение товара через шоу-бизнес. У человека есть такое прекрасное место – голова. Многие художники говорили, что галлюцинировать нужно на свежую голову. Мозг, если работать над собой, способен произвести массу операций. Наркотик же, это уход от реальности, проявление лени и страха. Это способ успокоить собственную совесть. Человеку кажется, что он свободен. На самом деле это иллюзия. Человек сам по себе свободен, но для этого нужно сделать усилие над собой, решиться говорить и делать то, что считаешь ну� �ным. Ведь существует еще и общественное мнение, которое пытается приписать человеку, делающему что-то на трезвую голову, то, что он под «кайфом» или сумасшедший. Вот уникальная грань. Почему я должен бояться за свои фантазии? Я сам свободно могу это делать и, если вам нравится меня осуждать, то помешать мне вы все равно не сможете. Осуждайте меня, в конце концов, это ваши проблемы. А слабые люди ищут себе оправдания, говорят, что понюхали что-то или укололись чем-то и получили результат. И я думаю, что очень многие художники, как гениальные, � �ак и не гениальные, этим себя оправдывают».
Сергей Галанин, солист рок-группы «СерьГа»: «Я не думаю, что тут стоит говорить: «Наркотики не нужны». У меня к этому другое отношение. Как можно в свой организм, в себя любимого вводить какую-то дрянь? Вот мое к этому отношение. Господь нас создал такими как нужно. Мои коллеги для расширения своего сознания наркотики не употребляют. А тех, кто употребляют, я своими коллегами особо не считаю. Что же касается рок-музыки в ее классическом проявлении, могу только вспомнить чудесные слова моего любимейшего товарища Фрэнка Заппы. Он сказал: «Нек оторые рок-музыканты зарабатывают кучу денег, чтобы запихать их себе в нос, а я вложил свои деньги в уши». Я думаю, что сегодня реальная позиция многих музыкантов – наркотики это плохо».

3. Анализ результатов исследования среди молодых художников
В своём исследовании, для которого была разработана специальная анкета (см. Приложение), мы опросили двадцать молодых художников в возрасте от 17 до 25 лет. Результаты опроса выявили следующую картину.

Рис.1
Таким образом, мы можем сделать вывод о важности роли СМИ, которая может быть двоякой. Вопрос о том нужно или не нужно говорить о наркотиках через средства массовой информации, ведь это может дать обратный эффект, и стать невольно пропагандой наркотических средств, давно муссируется и журналистами, и учеными. И если стоит, а мы выяснили, что 50% опрашиваемых выбрали этот вариант, то как именно, в какой форме и в каких именно средствах? Во-первых не стоит слишком акцентировать внимание на, так называемые, эффекты от воздействия, на психику ч еловека наркотических веществ, так как это может, предположительно, вызвать у некоторых личностей желание попробовать на себе это действие. Во - вторых освещать тему наркотиков в СМИ должны профессионалы, что бы не вызвать профанацию этой темы. Возможно, требуется больше документальных сюжетов о вреде наркотиков, а то «заезженное»: «Наркотики - это плохо», - выглядит серо на фоне описания эффектов от приёма этих самых наркотиков, получается скрытая пропаганда. А главное, может и не надо трогать наркотики в СМИ вообще, а уделить внимани е здоровому образу жизни, новым увлечениям, семейным ценностям, патриотическому воспитанию и т.д.
На вопрос «Часто ли, по Вашему мнению, наркотические вещества упоминаются в литературе или кинематографе и как Вы к этому относитесь?», мы получили следующие варианты ответов: 20% выбрали вариант : «Да, но мне всё равно», 10% выбрали вариант «Да, мне это нравится», 10% выбрали «Да, я ничего не имею против»,5% «Нет, но мне всё равно», 10% выбрали «Да, это мне не нравится», 5% затруднились ответить.
Рис.2
Как мы видим из гистограммы, большинство, даже при различном отношении к этому факту, согласно, что наркотические вещества довольно часто упоминаются в творчестве.
На вопрос: «Когда, по Вашему мнению, возникает опасность возникновения зависимости от наркотиков?», мы получили следующие ответы: 35% выбрало вариант «При редком употреблении не возникает», 15% указало в пункте «другое», такие варианты как «Точно не с одного раза», «только при употреблении «тяжёлых наркотиков», «Зависит от силы воли и от человека», 35% подчеркнули «При редком употреблении не возникает» и 10% выбрало вариант «При регулярном употреблении наркотиков», только 5% выбрали «достаточно попробовать 1-2 раза».
Рис.3
Из приведённых выше данных мы можем сделать вывод о недостаточной информированности опрашиваемых о вреде наркотических средств и об искаженной информации, касающейся данной темы, что и подтверждают результаты ответов на вопрос : «Как Вы относитесь к «лёгким» наркотикам» (см. рис. 4):
Рис.4
Таким образом мы видим, что около 3/5 респондентов в общем положительно относятся к наркотикам, оправдывая это ложной информацией, вроде «они не вызывают привыкание», «они являются альтернативой алкоголю».
Рассмотрим отношение молодых художников к употреблению психоактивных веществ (рис.5) как неотъемлемому элементу имиджа творческого человека. Положительно на этот вопрос ответило 40% респондентов, 15% выбрали пункт другое, указав «Смотря к каком жанре он работает», «Подходит ли это к его индивидуальному имиджу» и «Творческому человеку имидж не нужен», 45% ответило, что «нет».

Рис.5
На вопрос: «Нужны ли, по Вашему мнению, творческому человеку психоактивные вещества для продуктивной работы, «включения альтернативного состояния сознания»?» художники дали следующие ответы (см.рис.5): 30% считает, что без наркотиков не постичь неких граней реальности, 15% считают, что наркотики дают дополнительный источник вдохновения, 20% респондентов выбрали ответ «нет, по-настоящему талантливый человек обойдётся и без них», 15% выбрали «Нет, творчеству они точно не способствуют», по 5% респондентов выбрали ответы: «Да» , « Да, т.к.они сним� �ют скованность и напряжённость», только 5% опрашиваемых художников выбрало вариант «нет, так как есть другие источники вдохновения», 10% респондентов выбрали другое, указав в своих вариантах: « Да, так как это входит в имидж творческого человека, а без имиджа – он уже не художник» и «саморазрушение способствует процессу творчества».

Рис.6
Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что имидж художника, созданный социумом, влияет на выбор человека относительно того, употреблять ли ему наркотические вещества или нет. А так же мы видим, то, что из опрошенного нами числа респондентов только 5% сказали, что есть другие источники вдохновения.
На вопрос «Укажите, какие, по Вашему мнению, способы найти вдохновение существуют помимо употребления психоактивных веществ» опрашиваемы дали следующие ответы:
Рис.7

Таким образом, мы видим, что 25% не знает иных способов нахождения вдохновения, кроме употребления наркотических веществ, следовательно мы можем предположить о недостатке информации об этих способах. В графе другое было указанно «Любовь к Родине», что говорит о немалой важности патриотического воспитания молодёжи.
Что же приводит к употреблению наркотических веществ, по мнению опрашиваемых художников?

Рис.8

Заключение
Вокруг феномена творчества и применения психоактивных веществ существует множество мифов. Теоретическое и эмпирическое исследования взаимосвязи творчества и употребления психоактивных веществ в рамках данной конкурсной работы показали, что наркотики не являются «помошниками»/стимуляторами творческих процессов, более того от их употребления снижается продуктивность творческой деятельности. Таким образом, следовательно они не являются атрибутами творческой личности. Очевидно, что ошибочно считать, что если художник будет уп� �треблять наркотики он станет знаменитым, скорее всего произойдёт обратное- он просто пополнит группу наркозависимых, не более того. Его карьера, признание, успешное будущее, о которых он мечтает, исчезнет в наркотическом угаре.
Наркодиллеры, преследуя свои интересы, навязывают мнение, что употребление наркотических веществ оригинально, необычно, употребляя их, человек, якобы, вырывается из «серости мира». В действительности происходит обратное: человек поддаётся стадному инстинкту, идет на поводу эмоций, не слушая доводов разума. Тем самым, человек (будь он художник или нетворческий человек) заменяет краски и радости окружающего на серое и унылое существование наркомана от дозы до дозы. Это жалкая жизнь зависимого человека, не способного воспринимать реал� �ность, ощущать себя в этой реальности и быть удовлетворенным самим собой. Что касается оригинальности, то гораздо оригинальнее противостоять наркотикам и давать миру яркие и насыщенные результаты своей творческой деятельности, чем выплёскивать безумные и уродливые плоды своего наркотического бреда.

Список использованной литературы
1. Булгаков М.»Морфий» М.: 1998
2. Великанова Л.П. «Наркология».- Ростов н/Д.- 2001.
3. Дёмина О.О. «Наркология для медицинских ВУЗов».- Ростов н/Д.- 2004.
4. .Кожина А.М , Коростий В.И. «Наркология» -Ростов н/Д -2005.
5. Кожина А.М., Петрова А.А., Поляков В.А. «Наркотические вещества».- М.- 2008.
6. Кожина А.М. «Психофармакология» .- Ростов н/Д.- 2009.
7. Козлов М.В. «Наркология. Учебник для ВУЗов».- Самара.- 2004
8. Психологи художественного творчества: хрестоматия/ Сост.К.В.Сельчонок.- Мн.:Харвест, 2003.
9. Психологический словарь/ под редакцией В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- 2-изд., перераб. и доп.- М.-2007 .
10. http://www.narkotiki.ru/tv_3131.html

Содержание
Введение
1. Характеристика наиболее распространенных психоактивных веществ
2. Деятели искусства о наркотических веществах
3. Анализ результатов исследования среди молодых художников
Заключение
Список использованной литературы

Введение

В данной работе мы рассмотрим на редкость живучий миф о том, что наркотические вещества являются неотъемлемыми спутниками творческих процессов и непременными атрибутами творческой личности. Действительно ли это так, или всё же миф остаётся мифом или чьей-то завуалированной пропагандой? Поиску ответа и аргументов опровержения этого мифа мы посвятили данное исследование. Мы считаем, что информированность в этом вопросе определяющий фактор формирования антинаркотического мировоззрения у молодежи.

Современные ученые (А.М.Кожина, В.И.Коростий, О.О.Демина), объясняя причины возникновения наркотической зависимости выделяют три группы факторов наркотизации: биологические, объясняющие склонности к злоупотреблению особенностями организма и особой предрасположенностью, социальные (влияние общества и семьи) и психологические (или психические), рассматривающие особенности и отклонения в психике как детерминанты формирования наркотической зависимости. В аспекте данной статьи мы считаем вполне уместным включить в этот список куль турологические факторы, т. к. влияние определенных культурных традиций употребления наркотиков позволяет выделить мотивы наркотизации, находящиеся вне перечисленных факторов (Л.П.Великанова). К примеру, ритуальное употребление наркотиков в традиционных культурах (например, у индейских шаманов, в духовных практиках африканских племён) и современной психоделической культуре. Отметим и на редкость живучий миф о связи наркотиков и творчества, побуждающий некоторых наиболее экзальтированных художественных натур обращаться к наркот ическим препаратам.
Издавна предпринимались попытки понять, почему люди приводят себя в состояние одурманивания и опьянения, что заставляет их добровольно погружаться в неконтролируемую стихию безумия, как сейчас модно говорить «снимать границы сознания».. Это безумие, ставшее искушением, занимает людей с тех пор, как, в отличие от санкционированного обществом сакрального, ритуального, коллективного и лечебного употребления, отдельные индивиды начали принимать наркотики по собственному разумению. По их мнению, наркотики давали возможность погрузить ся в совершенно иной опыт, освободиться от привычных связей, от повседневной упорядоченности форм восприятия мира, открывали путь к непривычным, нестандартным значениям и образам. Побуждения к побегу от «серой действительности», стремление преодолеть монотонность своей жизни всегда являлись основными потребностями души. Даже опасность для здоровья и жизни редко останавливала человека на этом пути. Свобода грез, пусть даже пугающих, влечет человека цивилизованного так же властно, как влекла участника древних мистерий.
Слово «художник» имеет несколько значений: артист, творец, деятель искусства, а под искусством подразумевается творческая деятельность высшего уровня в любой сфере. Ведь существуют идиомы: «Он артист в своем деле!», или «Это настоящее искусство преподавания». Творчество и психоактивные вещества, к сожалению, имеют длительную и тесную связь: от галлюциногенов, употребляемых шаманами во время ритуалов, до, например, употребления опиума Шерлоком Холмсом в произведениях Конан Дойла, от творчества Кастанеды, возводящего, просто, поэтиче� �кие оды наркотическим веществам, до the Beatles и других рок певцов, открыто признающих употребление ими наркотических веществ. Тема наркотической зависимости так же затрагивалась и в отечественной литературе – например, в произведении «Морфий» М.Булгаков очень ярко описывает деградацию личности, попавшую в «наркотический плен». Само произведение начинается со слов героя: «Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. Но когда пройдут годы, - как вспоминаешь о счастье, о, как вспоминаешь !» Этим самым автор словно, показывает, что здоровье надо ценить, пока оно есть, а не губить его пагубным пристрастием. Сам М.Булгаков тоже прошёл через ад наркотической зависимости, поэтому тема, задетая в произведении знакома ему не понаслышке.
Если подойти к проблеме влияния наркотиков на творчество с нейрохимической и нейрофармакологической точек зрения, то прежде всего возникает вопрос о феноменах творческого процесса. Таких как инсайт , катарсис , вдохновение . К сожалению, в настоящее время ответить однозначно о роли тех или иных нейромедиаторов в творческом процессе, равно как и выделить конкретные участки мозга, отвечающие за процессы творчества, не представляется возможным. С другой стороны, понятие "наркотики" охватывает довольно разнородные группы веществ, дей� �твие которых на высшую нервную деятельность зачастую противонаправлено и, следовательно, юридическое понятие наркотик неприменимо при рассмотрении данной проблемы. Поэтому, далее будут рассмотрены эффекты конкретных психоактивных препаратов и их влияние на процессы творчества.

1. Характеристика наиболее распространенных психоактивных веществ
Как уже говорилось выше, под словом «художник» мы подразумеваем творца, вдохновенно занимающегося своим любимым делом, созидателя, естественно к этой категории относятся и различные музыкальные направления (Менделевич В.Д.). Например, традиционно образ жизни рок-музыкантов тесно связывается с наркотическими веществами, их употребление считается признаком свободомыслия и «неподчинения серости», признаком бунтарства и неотъемлемой частью имиджа творческой личности. Какое же действие оказывают наркотики на психику человека? Почем у же их, якобы, употребляют творческие люди? В попытке ответить на эти вопросы рассмотрим действие некоторых психоактивных веществ.
Самым «модным» наркотиком девяностых стал экстази. Он был завезен в Лондон и на волне хаус-музыки распространился по всему свету, как неотъемлемая часть танцевальных мероприятий. По своему действию представляющий нечто среднее между ЛСД и амфетаминами, экстази позволял сочетать созерцательность и остроту ощущений от светоэффектов с повышением двигательной активности и нечувствительностью к усталости. Тогда мало кто знал о его пагубном влиянии на организм, ведущем к психическому и физическому истощению.
В плане влияния этанола (алкоголя) на состояние человека создающего произведение творчества, следует прежде всего отметить анксиолитический эффект препарата (элиминация тревожности, неуверенности в себе), повышение контактности и социабельности (социабельность – способность личности строить отношения с окружающими людьми). В то же время повышается порог восприятия так называемого сенсорного шума. Говоря проще, человек перестает реагировать на такие малозначащие раздражители как хлопанье дверей, шум за окном. Облегчается контакт , с другими людьми, снимаются внутренние барьеры в общении. Все это связано со сдвигом общего баланса ЦНС в сторону превалирования тормозных процессов. Как мы знаем, зависимым личностям свойственна низкая самооценка, алкоголь, на первых порах, действительно способствует кратковременному снятию барьеров общения, не снимая при этом внутреннюю проблему, приводя со временем к печальному итогу. Как правило, фаза возбуждения, несмотря на усиление сенсорного шума, субъективно переносится хорошо. Некоторые наркологи характеризуют данную ф азу опьянения усилением насыщенности цветов и интенсивности и богатства звуков. Безусловно, подобные эффекты могут иметь определенное значение для художников и музыкантов, однако, если вспомнить о том, что они развертываются на фоне общего возбуждения, сопровождаемого трудностями в сосредоточении, двигательным и речевым растормаживанием, то полезность действия алкоголя представляется сомнительной. Следует также отметить, что возбуждение и эйфория без дальнейшей подпитки очередными порциями этанола быстро уступают место созерц ательно спокойному состоянию с легким оттенком эйфории. В принципе данное состояние является достаточно удачным для процесса творчества, однако именно в это время превалирование тормозных процессов приводит к тому, что просто становится лень делать что-либо полезное.
Кофеин, как и этанол, наиболее часто употребляемыми психоактивные вещества в творческой среде. Мы потребляем кофеин в виде чая, кофе, кока-колы и других кофеин-содержащих напитков . В обществе традиционно сложилось мнение о том, что чашка крепкого кофе или чая повышает работоспособность, усиливает творческие процессы и вообще заставляет мысли в голове течь в нужном направлении. Так ли это? Кофеин действительно обладает тонизирующим свойством, но он же и расширяет сосуды, что способствует падению давления, следовательно, как не парадок сально, к расслаблению. Остальные эффекты кофеина прямого отношения к высшей нервной деятельности не имеют однако могут серьезно мешать творческому процессу (например диуретический эффект – все отлично помнят нестерпимое желание посетить туалет после нескольких чашек крепкого кофе).
Влияние марихуаны на творческие способности человека никто не исследовал. Однако четко показано, что однократный прием марихуаны достоверно нарушает память, затрудняет обучение и резко ухудшает внимание. Интересно отметить, что у хронических потребителей марихуаны довольно часто отмечается "синдром отсутствия мотивации", который включает в себя апатию, анэргию, тупость, нарушения памяти и способности к концентрации внимания, полное отсутствие интереса к окружающему миру. Из клинических примеров известно, что в состоянии острой интоксикации человек склонен в основном размышлять о возвышенном, при этом продуктивная деятельность, как правило, затруднена. А на выходе из интоксикации анэргия и когнитивные нарушения опять же снижают эффективность любой деятельности.
Помогает ли марихуана в творческих процессах? Нет, хотя и создает субъективное ощущение собственной гениальности. Сошлюсь на Бориса Гребенщикова, который прямо заявил, что не может вспомнить ни одного своего произведения, созданного под влиянием или благодаря марихуане. В то же время доказаны изменения в когнитивной функции человека, особенно при хроническом употреблении марихуаны (и вовсе не в сторону улучшения).
Действие других наркотических и психоактивных веществ, в принципе своём, не сильно отличается, создавая лишь иллюзию творческой продуктивности, в действительности же не оказывая ни малейшего положительного действия на творческий процесс и разрушая личность.
Таким образом, мы подтвердили абсолютную бесполезность психоактивных веществ для творческого процесса. Так что же поможет художнику найти вдохновение и достичь состояние инсайта?

2. Деятели искусства о наркотических веществах
Н.В.Гончаренко, упоминает, что почти все гении имели некоторые странности, из которых они черпали своё вдохновение, не прибегая к наркотическим веществам, которые, как уже говорилось выше, никак не способствуют творческому процессу, и даже наоборот угнетают продуктивность художника.
А что же думают сами люди искусства об этом?
Юрий Грымов (режиссер): «Творческие люди на виду, и их жизнь часто обсуждается публично. Наркотики также употребляет достаточно много людей, не имеющих никакого отношения к творчеству, но это не так заметно. Если вспомнить 60-70 годы, когда Голливуд переживал второй всплеск в своем развитии, начался кокаиновый бум. Наркобароны пытались подсадить на кокаин звезд кино, поскольку кинозвезды – это публичная профессия. Употребляя так называемые легкие наркотики, они могут привлечь внимание к этому товару. Так что я считаю, что наркомания в шо� �-бизнесе это своего рода пиар, продвижение товара через шоу-бизнес. У человека есть такое прекрасное место – голова. Многие художники говорили, что галлюцинировать нужно на свежую голову. Мозг, если работать над собой, способен произвести массу операций. Наркотик же, это уход от реальности, проявление лени и страха. Это способ успокоить собственную совесть. Человеку кажется, что он свободен. На самом деле это иллюзия. Человек сам по себе свободен, но для этого нужно сделать усилие над собой, решиться говорить и делать то, что считаешь ну� �ным. Ведь существует еще и общественное мнение, которое пытается приписать человеку, делающему что-то на трезвую голову, то, что он под «кайфом» или сумасшедший. Вот уникальная грань. Почему я должен бояться за свои фантазии? Я сам свободно могу это делать и, если вам нравится меня осуждать, то помешать мне вы все равно не сможете. Осуждайте меня, в конце концов, это ваши проблемы. А слабые люди ищут себе оправдания, говорят, что понюхали что-то или укололись чем-то и получили результат. И я думаю, что очень многие художники, как гениальные, � �ак и не гениальные, этим себя оправдывают».
Сергей Галанин, солист рок-группы «СерьГа»: «Я не думаю, что тут стоит говорить: «Наркотики не нужны». У меня к этому другое отношение. Как можно в свой организм, в себя любимого вводить какую-то дрянь? Вот мое к этому отношение. Господь нас создал такими как нужно. Мои коллеги для расширения своего сознания наркотики не употребляют. А тех, кто употребляют, я своими коллегами особо не считаю. Что же касается рок-музыки в ее классическом проявлении, могу только вспомнить чудесные слова моего любимейшего товарища Фрэнка Заппы. Он сказал: «Нек оторые рок-музыканты зарабатывают кучу денег, чтобы запихать их себе в нос, а я вложил свои деньги в уши». Я думаю, что сегодня реальная позиция многих музыкантов – наркотики это плохо».

3. Анализ результатов исследования среди молодых художников
В своём исследовании, для которого была разработана специальная анкета (см. Приложение), мы опросили двадцать молодых художников в возрасте от 17 до 25 лет. Результаты опроса выявили следующую картину.

Рис.1
Таким образом, мы можем сделать вывод о важности роли СМИ, которая может быть двоякой. Вопрос о том нужно или не нужно говорить о наркотиках через средства массовой информации, ведь это может дать обратный эффект, и стать невольно пропагандой наркотических средств, давно муссируется и журналистами, и учеными. И если стоит, а мы выяснили, что 50% опрашиваемых выбрали этот вариант, то как именно, в какой форме и в каких именно средствах? Во-первых не стоит слишком акцентировать внимание на, так называемые, эффекты от воздействия, на психику ч еловека наркотических веществ, так как это может, предположительно, вызвать у некоторых личностей желание попробовать на себе это действие. Во - вторых освещать тему наркотиков в СМИ должны профессионалы, что бы не вызвать профанацию этой темы. Возможно, требуется больше документальных сюжетов о вреде наркотиков, а то «заезженное»: «Наркотики - это плохо», - выглядит серо на фоне описания эффектов от приёма этих самых наркотиков, получается скрытая пропаганда. А главное, может и не надо трогать наркотики в СМИ вообще, а уделить внимани е здоровому образу жизни, новым увлечениям, семейным ценностям, патриотическому воспитанию и т.д.
На вопрос «Часто ли, по Вашему мнению, наркотические вещества упоминаются в литературе или кинематографе и как Вы к этому относитесь?», мы получили следующие варианты ответов: 20% выбрали вариант : «Да, но мне всё равно», 10% выбрали вариант «Да, мне это нравится», 10% выбрали «Да, я ничего не имею против»,5% «Нет, но мне всё равно», 10% выбрали «Да, это мне не нравится», 5% затруднились ответить.
Рис.2
Как мы видим из гистограммы, большинство, даже при различном отношении к этому факту, согласно, что наркотические вещества довольно часто упоминаются в творчестве.
На вопрос: «Когда, по Вашему мнению, возникает опасность возникновения зависимости от наркотиков?», мы получили следующие ответы: 35% выбрало вариант «При редком употреблении не возникает», 15% указало в пункте «другое», такие варианты как «Точно не с одного раза», «только при употреблении «тяжёлых наркотиков», «Зависит от силы воли и от человека», 35% подчеркнули «При редком употреблении не возникает» и 10% выбрало вариант «При регулярном употреблении наркотиков», только 5% выбрали «достаточно попробовать 1-2 раза».
Рис.3
Из приведённых выше данных мы можем сделать вывод о недостаточной информированности опрашиваемых о вреде наркотических средств и об искаженной информации, касающейся данной темы, что и подтверждают результаты ответов на вопрос : «Как Вы относитесь к «лёгким» наркотикам» (см. рис. 4):
Рис.4
Таким образом мы видим, что около 3/5 респондентов в общем положительно относятся к наркотикам, оправдывая это ложной информацией, вроде «они не вызывают привыкание», «они являются альтернативой алкоголю».
Рассмотрим отношение молодых художников к употреблению психоактивных веществ (рис.5) как неотъемлемому элементу имиджа творческого человека. Положительно на этот вопрос ответило 40% респондентов, 15% выбрали пункт другое, указав «Смотря к каком жанре он работает», «Подходит ли это к его индивидуальному имиджу» и «Творческому человеку имидж не нужен», 45% ответило, что «нет».

Рис.5
На вопрос: «Нужны ли, по Вашему мнению, творческому человеку психоактивные вещества для продуктивной работы, «включения альтернативного состояния сознания»?» художники дали следующие ответы (см.рис.5): 30% считает, что без наркотиков не постичь неких граней реальности, 15% считают, что наркотики дают дополнительный источник вдохновения, 20% респондентов выбрали ответ «нет, по-настоящему талантливый человек обойдётся и без них», 15% выбрали «Нет, творчеству они точно не способствуют», по 5% респондентов выбрали ответы: «Да» , « Да, т.к.они сним� �ют скованность и напряжённость», только 5% опрашиваемых художников выбрало вариант «нет, так как есть другие источники вдохновения», 10% респондентов выбрали другое, указав в своих вариантах: « Да, так как это входит в имидж творческого человека, а без имиджа – он уже не художник» и «саморазрушение способствует процессу творчества».

Рис.6
Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что имидж художника, созданный социумом, влияет на выбор человека относительно того, употреблять ли ему наркотические вещества или нет. А так же мы видим, то, что из опрошенного нами числа респондентов только 5% сказали, что есть другие источники вдохновения.
На вопрос «Укажите, какие, по Вашему мнению, способы найти вдохновение существуют помимо употребления психоактивных веществ» опрашиваемы дали следующие ответы:
Рис.7

Таким образом, мы видим, что 25% не знает иных способов нахождения вдохновения, кроме употребления наркотических веществ, следовательно мы можем предположить о недостатке информации об этих способах. В графе другое было указанно «Любовь к Родине», что говорит о немалой важности патриотического воспитания молодёжи.
Что же приводит к употреблению наркотических веществ, по мнению опрашиваемых художников?

Рис.8

Заключение
Вокруг феномена творчества и применения психоактивных веществ существует множество мифов. Теоретическое и эмпирическое исследования взаимосвязи творчества и употребления психоактивных веществ в рамках данной конкурсной работы показали, что наркотики не являются «помошниками»/стимуляторами творческих процессов, более того от их употребления снижается продуктивность творческой деятельности. Таким образом, следовательно они не являются атрибутами творческой личности. Очевидно, что ошибочно считать, что если художник будет уп� �треблять наркотики он станет знаменитым, скорее всего произойдёт обратное- он просто пополнит группу наркозависимых, не более того. Его карьера, признание, успешное будущее, о которых он мечтает, исчезнет в наркотическом угаре.
Наркодиллеры, преследуя свои интересы, навязывают мнение, что употребление наркотических веществ оригинально, необычно, употребляя их, человек, якобы, вырывается из «серости мира». В действительности происходит обратное: человек поддаётся стадному инстинкту, идет на поводу эмоций, не слушая доводов разума. Тем самым, человек (будь он художник или нетворческий человек) заменяет краски и радости окружающего на серое и унылое существование наркомана от дозы до дозы. Это жалкая жизнь зависимого человека, не способного воспринимать реал� �ность, ощущать себя в этой реальности и быть удовлетворенным самим собой. Что касается оригинальности, то гораздо оригинальнее противостоять наркотикам и давать миру яркие и насыщенные результаты своей творческой деятельности, чем выплёскивать безумные и уродливые плоды своего наркотического бреда.

Список использованной литературы
1. Булгаков М.»Морфий» М.: 1998
2. Великанова Л.П. «Наркология».- Ростов н/Д.- 2001.
3. Дёмина О.О. «Наркология для медицинских ВУЗов».- Ростов н/Д.- 2004.
4. .Кожина А.М , Коростий В.И. «Наркология» -Ростов н/Д -2005.
5. Кожина А.М., Петрова А.А., Поляков В.А. «Наркотические вещества».- М.- 2008.
6. Кожина А.М. «Психофармакология» .- Ростов н/Д.- 2009.
7. Козлов М.В. «Наркология. Учебник для ВУЗов».- Самара.- 2004
8. Психологи художественного творчества: хрестоматия/ Сост.К.В.Сельчонок.- Мн.:Харвест, 2003.
9. Психологический словарь/ под редакцией В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- 2-изд., перераб. и доп.- М.-2007 .
10. http://www.narkotiki.ru/tv_3131.html


Уникальных посетителей темы: 0

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

психоэмоциональное состояние людей, работающих вне зоны профессионально-личностных интересов

Актуальность проблемы исследования. Одной из часто встречающихся проблем обращения людей за психологической помощью является негативное психоэмоциональное состояние, в частности, жалобы на пониженное настроение, «разбитость», отсутствие желания работать, снижение продуктивности деятельности, тоску, печаль, равнодушие, отсутствие сил что-либо делать. Среди факторов его возникновения авторы, работающие в данном направлении (Д.Шульц, С.Шульц, К.Изард, А.Г.Макарова, Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова, Н.В.Самоукина В.В. Бойко) назыв ают в числе других – неудовлетворяющую потребности субъектов профессиональную деятельность. Причины неудовлетворенности работой становились темой для исследований ученых многих направлений психологии: А.Маслоу , Е.П.Ильина, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеер, Д.Шульц, С. Шульц. Среди базовых причин ими выделяются неправильный выбор профессии и/или работа вне зоны своих профессионально-личностных интересов. Отметим, что в этом плане в нашей стране сложилась непростая ситуация. Так, по данным статистики 34% респондентов (Росстат) никогда не работал и по профессии, полученной в ВУЗе, а по данным результатов исследования Kelly Services эта цифра достигает 76% выпускников ВУЗов, так же продолжают трудится не по профессии люди с высшим образованием, потерявшие работу в 90-е годы, при этом о своём профессиональном выборе жалеет 31% опрошенных (Kelly Services).
Следовательно, можно предположить, что одной из причин все более часто встречающихся жалоб людей на негативное психоэмоциональное состояние является работа не по той специальности, о которой мечтали, получить которую стремились, а работа вне зоны профессионально-личностных интересов. Это и определило выбор темы исследования, наряду с фактом недостаточной изученности обозначенной проблематики и необходимостью получения научно обоснованных данных для их использования при проектировании и проведении работы психологов с проблемам и негативных психоэмоциональных состояний.
Целью исследования является выявление особенностей психоэмоционального состояния людей, работающих не по профессии, для использования полученных данных при разработке более эффективных форм и технологий оказания им психологической помощи, а так же для оптимизации трудовой деятельности граждан, вынужденных работать вне зоны профессиональных интересов.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние людей работающих не по профессии
Предмет исследования особенности эмоционального выгорания и уровня депрессии людей работающих не по профессии
Гипотеза: психоэмоциональное состояние людей, работающих не по профессии, будет характеризоваться более высоким уровнем депрессии и эмоционального выгорания, чем людей, работающих по профессии.
В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) Провести анализ научной литературы по теме исследования, а именно:
а) изучить мнения психологов о роли и значении профессии, профессиональной деятельности в развитии негативных психоэмоциональных состояний.
б) проанализировать различные теоретические подходы относительно определения и классификации психоэмоциональных состояний человека
в) выполнить сравнительный анализ теоретических данных о генезисе, факторах формирования и развития негативных психоэмоциональных состояний, в частности – депрессии и эмоционального выгорания.
2) Разработать и провести эмпирическое исследование особенностей психоэмоционального состояния людей, вынужденных работать вне зоны своих профессионально-личностных интересов
3) Провести качественный и математико-статистический анализ результатов исследования, интерпретировать их
4) Сформулировать выводы и рекомендации
Теоретической базой исследования послужили: взгляды Бойко В.В, А.Г.Макаровой и Е.П.Ильина на проблему эмоционального выгорания, информационная теория эмоций В.П.Симонова. При рассмотрении роли и содержания профессиональной деятельности в развитии негативных психоэмоциональных состояний мы опирались на труды Э.Ф.Зеер, Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова и других.

Теоретическая часть. Взаимосвязь профессиональной деятельности и психоэмоциональных состояний человека.
Психоэмоциональное состояние — особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние нервно-психического напряжения и срыв высшей нервной деятел ьности. Оптимальное эмоциональное возбуждение — условие готовности к эффективной деятельности и ее благоприятному для здоровья личности осуществлению. Так как психоэмоциональное состояние отличается от психического состояния именно выраженным преобладанием эмоций, необходимо более подробно остановиться на их определении и функциях.
Эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворённости, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоциональные состояния или эмоции представляют собой сложные и богатые реакции человека от взрывов страстей до тонких оттенков настроений. Относительно классификации и функций эмоций существует множество подходов, одним из которых � �вляется информационная концепция эмоций П.В.Симонова, которая относится к разряду когнитивистких теорий. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он даёт для вероятности её удовлетворения. Оценку этой ве¬роятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потреб ¬ности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для за¬щиты.

Подход В. П. Симонова относительно возникновения положительных и отрицательных эмоций был реализован в формуле:
Э =- П (Ин - Ис), где: Э — эмоция, ее сила и качество; П — величина и специфика актуальной потребности; Ин — информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности; Ис — существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент. Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятност� � удовлетворения потребно¬сти велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возни¬кают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потреб¬ности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнива¬ет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции. Основываясь на данной теории, можно предположить, что при депривации потребности человека работать по определенно й профессии и при наличии информации, что это невозможно в данный момент в силу неких причин, могут возникнуть негативные эмоции.
Прежде чем обратиться к определению роли и содержания профессиональной деятельности в развитии негативных психоэмоциональных состояний, необходимо более точно определить содержание термина «профессия». Согласно определению Э.Ф.Зеер, профессия - это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию. Исходя из этого, базовой целью профессиональной деятельности являются средства к достойному и продуктивному существованию, к которым, по нашему мн ению, относятся не только материальные, но и психосоциальные. Например, социальный статус, уважение к представителям определенной профессии и т.п. Следовательно, можно предположить, что человек, работающий не по той профессии, которую он считает уважаемой, авторитетной, соответствующий его уровню притязаний, будет находиться в постоянном состоянии неудовлетворенности собой, что влечет снижение настроения, удовлетворённости собой, стрессу, и как следствие (по мнению В.В.Бойко)- эмоциональное выгорание.
Синдром эмоционального выгорания, по мнению Е.П.Ильина относится к эмоциональным состояниям, возникающим в процессе деятельности. Некоторые авторы, в частности, Е. Махер, К. Кондо, рассматривают синдром эмоционального выгорания как разновидность стресса. Ряд исследователей (С. Маслач, В. В. Бойко) не отождествляют эффекты выгорания и профессиональные стрессы, понимая "эмоциональное выгорание" не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов, одним из которых, предположительно, может быть работа не по профессии. Макарова А.Г. так же рассматривает эмоциональное выгорание, как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. К основным факторам формирования синдрома эмоционального выгорания Е.П.Ильин отнёс личностный и организационный.
1) Личностные факторы (влияние личностных особенностей). А. Пайнс с коллегами (1982) установили связь «выгорания» с чувством собственной значимости для решения профессиональных задач, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства. Отмечается также, что значимость работы является барьером для развития «выгорания». В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток автономии способствуют «выгоранию». К. Кондо (Kondo, 1991) наиболее уязвимыми, «выгорающими», считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой, а также «трудоголиков», т. е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей, кто нашел свое призвание и работает до самозабвения.
2) Организационные факторы: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность характера руководства содержанию работы и т. д.
В результате анализа научных данных о психоэмоциональных состояниях человека и влиянии на них трудовой деятельности, мы обнаружили некоторые основания для необходимости проведения эмпирического исследования особенностей эмоционального выгорания у людей работающих не по профессии. А именно:
1. Негативные эмоциональные состояния у людей, работающих вне зоны своих профессионально-личностных интересов, могут возникнуть из-за: неудовлетворенных потребностей, чувства беспомощности, неудовлетворённости собой, утратой самоуважения, негативного самовосприятия, неодобрения со стороны окружающих, длительного стресса и фрустрации.
2. Среди факторов возникновения эмоционального выгорания присутствует неудовлетворенность работой, ощущение себя несостоявшимся, а также как длительный стресс, так и влияние стрессогенных факторов, незначимость работы, отсутствие должного признания и одобрения со стороны начальства и возможности дальнейшего профессионального совершенствования.

Эмпирическая часть. Результаты исследования особенностей психоэмоциональных состояний людей, вынужденный работать вне зоны профессиональных интересов.
Этапы исследования:
1 .Формирование методической базы исследования;
2. Формирование эмпирической базы исследования;
3. Проведение исследования:
• изучение особенностей психоэмоционального состояния людей работающих не по профессии
• изучение особенностей психоэмоционального состояния людей работающих по специальности
4. Количественный и качественный результатов исследования и их интерпретация;
5.Формулирование выводов и рекомендаций по теме исследования
Проведя теоретический анализ литературы по теме исследования, мы конкретизировали гипотезу: у людей работающих не по профессии более высокий уровень эмоционального выгорания и депрессии, чем у людей работающих по профессии.
Характеристика выборки: В исследовании принимали участие 40 замужних женщин в возрасте от 23 до 48 лет, 20 из которых работает по профессии, 20 работает не по профессии.
Методики исследования: анкета-опросник, целью которой было выявить участников работающих по профессии и участников работающих не по профессии, мотивы выбора профессии и наличие желания сменить профессиональную деятельность. Для диагностики уровня эмоционального выгорания была использована методика В.В.Бойко.
Результаты эмпирического исследования опровергли выдвинутую нами гипотезу о том, что у людей работающих не по профессии более высокий уровень эмоционального выгорания, чем у людей работающих по профессии. Математико-статистический анализ, для которого мы использовали χ2 Пирсона, выявил значимые различия на уровне 5% при сравнивании двух групп (испытуемых работающих по профессии и испытуемых работающих не по профессии), в отношении лишь одного элемента синдрома эмоционального выгорания: эмоционально-нравственной дезориентации. Но результат был противоположенный выдвинутой гипотезе, так как уровень выраженности данного симптомы выше у группы испытуемых работающих по профессии, чем у группы испытуемых работающих не по профессии. В остальных случаях статистически значимые различия не были выявлены. Данные результаты могут быть обусловлены разными факторами. Прежде всего мы можем предположить влияние на показатели гендерных особенностей. Все участники исследования – женщины, и довольно высока вероятность того, что профессиональная деятельность в системе и х приоритетов уступает место семейным и бытовым отношениям.
Пытаясь понять, почему теоретические данные несколько противоречат эмпирическим, необходимо отметить и то, что данные разработанной нами анкеты - опросника показали, что 45% людей работающих по профессии хотели бы сменить свою работу, в то время как 60% испытуемых, работающих не по профессии, не хотели бы менять место, т.е. полностью удовлетворены своим положением. Таким образом, они находятся в зоне своих профессионально-личностных интересов, т.е. их профессиональные цели не расходятся с возможностями. К тому же не следует сбрасывать со � �четов мотивы, которыми руководствовались участники, когда выбирали и получали профессию. Так среди испытуемых работающих не по профессии 25% получали профессию из-за возможности получить работу и начать зарабатывать деньги, а реализовать это можно работая и вне зоны профессиональных интересов; 10% испытуемых выбрали данную профессию из-за того, что она была самая престижная на данный момент, но сейчас, возможно, картина несколько иная; 25% испытуемых получали профессию, руководясь желанием получить диплом, то есть тут вряд ли могла бы � �ыть потребность работать по полученной профессии, а значит, согласно теории В.П.Симонова возможность появления отрицательных эмоций минимальна; ещё 20% получили профессию руководствуясь сиюминутным желанием. Основываясь на этих данных и, согласно мнению В.П.Симонова о том, что отрицательная эмоция возникает вследствие получения информации об отсутствии возможности удовлетворить значимую потребность, можно констатировать, что в данном случае вряд ли существует ярко выраженная потребность в продолжении работы по профессии, а зна� �ит возникновение отрицательных эмоций скорее всего исключено.
Используя данные, полученные в ходе исследования особенностей посихоэмоционального состояния людей работающих не по профессии, психологи должны обращать внимание не только на то, что человек работает по профессии или не по профессии, но и на мотивы получения данной профессии, а так же насколько вообще важна для него сфера профессиональной деятельности.

Библиография
1.Бойко В.В.Энергия эмоций в общении. М.-2009
2.Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., 1996.
3.Зеер Э.Ф.Психология профессий:Учебное пособие для студентов вузов.-М.-2005
4.Изард К. Психология эмоций.-СПб.-2009
5.Ильин Е.П.Эмоции и чувства-СПб.-2009
6.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.- М.-2008
7. Макарова А.Г. Макаров В.В., Транзактный анализ – восточная версия . – М., 2002.
8.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.-СПб.:Питер, 2009
9.А.Маслоу.- Мотивация м личность.-СПб.-2009
10.Пряжников Н.С., Пряжникоова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства-М.-2006.
8.Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность:теория, эксперимент, трениг: Учебное пособие.-М.-2004
9. Д.Шульц, С.Шульц .Психология и работа. –СПб.:Питер, 2003
11. Kondo, Dorinne K. Crafting selves : power, gender, and discourses of identity in a Japanese workplace / Dorinne K. Kondo. Chicago : University of Chicago Press, 1990. xiii, 346 p. : ill. ; 24 cm. ISBN 0-226-45043-0 (alk. paper)


Уникальных посетителей темы: 0

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Поздняя девственность

Здравствуйте. дело в том что я в свои 25 лет девственница. симпатичная веселая девушка. с кем попало мне не хочется а любимого пока нет. меня волнует то что могут ли быть в дальнейшем у меня проблемы в связи позднем началом сексуальной жизни. или может я останусь старой девой. и бывают ли такие случаи что заканчиваются плачевно. спасибо за ответ

[Spam]
Уникальных посетителей темы: 0

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Парню со мной скучно

парню со мной скучно,что мне делать,как быть????что бы его заинтересовать, хочется что бы ему было со мной интересно...))))помогите пожалуйста решить проблему...)))))

[Spam]
Уникальных посетителей темы: 0

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru