пятница, 15 января 2016 г.

Мозг никогда не ленится

Нафоне многочисленных текстов о том, как сдержать новогодние обещания, мы приготовили для вас статью, которая при помощи науки отчасти снимет с вас вину за слабости…

Что делать, когда ничего не хочется? Не просто не хочется, а очень-очень не хочется? Вам знакомо такое состояние? Некоторые люди пребывают в нем постоянно, но вопреки тому, что думает о них та часть человечества, которой хочется несколько больше, их мозг вовсе не бездельничает. Нет-нет! Он может быть настолько нагружен, что ему уже не хватает сил на действия.

Такую идею предложили ученые из британского Оксфордского университета, которые взглянули на мозг ленивых и безынициативных людей при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии, прося при этом испытуемых решиться на одно из предлагаемых действий: одно было более сложным, второе — менее.

Никого не удивит, что чаще люди выбирали второй вид активности. Но, к изумлению ученых, вовсе не потому, что мозг участников эксперимента был менее активен. Наоборот: он кипел от активности, особенно в премоторных отделах коры, там, где планируются будущие действия.

При принятии решений активность этого участка мозга была гораздо выше у апатичных людей, чем у энергичных. Она была настолько велика, что сам процесс принятия решения, казалось, поглощал всю энергию, которой после недоставало на перевод намерений в действия. Похоже, что у людей со сниженной мотивацией (ну, возможно, не всех), в мозгу существуют какие-то проблемы с «винтиками». Участки, отвечающие за принятие решений, работают у них неэффективно, тратя почти одну пятую часть всей энергии, которая требуется для работы мозга. Поэтому для их серых клеток предпринять действие – это невероятное усилие. Возможно, это открытие позволит найти более действенную терапию для людей, страдающих от депрессии или апатии, мешающих нормальному функционированию.

Прежде всего это открытие отчасти снимает с нас вину за наши собственные слабости. Однако к началу года у нас есть для вас еще пара таких новостей.

Кое-что для опаздывающих

Ученые сделали открытие, которое, возможно, позволит вечно опаздывающим почувствовать себя немного лучше. Проблема весьма серьезная: по подсчетам, в одних только Соединенных Штатах опоздания каждый год наносят экономике ущерб в 90 миллиардов долларов.

Кто обычно опаздывает? Психологи утверждают, что это, по большей части, люди с поведенческим типом В. Кто же это? В принципе, их лучше описать при помощи сравнения с обладателями поведенческого типа А, которые живут в состоянии постоянного стресса под давлением спешки, часто склонны к соперничеству и амбициозности, враждебно настроены к другим людям, видят в окружающем угрозы. Обладатели поведенческого типа В такими чертами не обладают. Это идет им на пользу: вне зависимости от того, какой работой они занимаются, до 70 лет им реже угрожает инфаркт, хотя свои амбиции у них тоже есть. Одновременно они более склонны к многозадачности, выше ценят отношения с людьми, чем поставленные цели, и еще — чаще опаздывают. Поведенческий тип в меньшей степени зависит от воспитания, и в большей – от наследуемых черт темперамента, так что, как утверждают исследователи из  американского Университета в Сан-Диего, привычка опаздывать — у нас в крови, и ее сложно искоренить (это, конечно, не значит, что дело совсем безнадежно!).

Успокаивает? В контексте всех тех новогодних обещаний, которых нам никогда не удается выполнить, очень!

Кое-что для сонь

Тогда еще одно: если вы решили в новом году хорошенько выспаться, нам придется вас от этого отговорить. Оказывается, чрезмерное количество сна ведет к таким же плачевным последствиям, как и его недостаток. Оно вызывает в организме хаос, который приводит к метаболическим нарушениям, диабету и даже раку!

В краткосрочной перспективе долгий сон снижает настроение и, как ни удивительно, вызывает чувство усталости. Вам знакомо это напоминающее похмелье состояние, когда в выходной день вам наконец удалось поспать до полудня? Наш мозг, как показали долгосрочные исследования под названием The Harvard Nurses Study, не может с этим справиться. Почему? Потому что сбиваются биологические часы. А они работают, подобно солнечным, и управляют различными физиологическими процессами  нашего тела. Примерно в 4.30 давление человека доходит до самой низкой за сутки отметки, около 19 часов максимума достигает температура тела, а примерно в 21 час начинает выделяться гормон сна мелатонин, благодаря которому у нас начинают слипаться глаза.

Этими биологическими часами управляет солнечный свет, а находятся они в ядре передней области гипоталамуса. Им подчиняются все другие, так называемые периферийные, часы в нашем организме, которые находятся в разных тканях и органах. Ритм смены света и тьмы, который синхронизирует все часы, может нарушиться (зимой или во время трансконтинентальных перелетов). Что тогда происходит? Все часы в нашем теле начинают работать в собственном ритме. Гормоны печени не выделятся во время обеда, мелатонин будет клонить нас в сон во время важной конференции, а гормон стресса кортизол, самая большая концентрация которого обычно наблюдается около 7 утра, не позволит нам заснуть после напряженного рабочего дня. Эффектом такой какофонии станет  известная путешествующим в другое полушарие десинхрония. Те же симптомы мы испытываем, когда пытаемся в выходные компенсировать недостаток сна за рабочую неделю. Лучше поспать чуть дольше, но только немного. Ученые говорят, что идеально — восемь часов. Меньшее и большее количество сна не идет нам на пользу.

Кроме того если долго валяться в кровати, в нашем мозге может измениться уровень различных гормонов и нейромедиаторов, а в итоге нам расхочется чего-то хотеть. А если такое состояние затянется? Тогда вернитесь в начало статьи.

http://inosmi.ru/science/20160105/234985737.html

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Соприкосновение с искусством влияет на интеллектуальные возможности

На первый взгляд кажется, что искусство — это нечто вроде глазури на кексе. Когда мы разобрались со всеми другими делами, тогда мы можем подумать и об искусстве», — пишет в книге «Суть человечества» профессор психологии из Калифорнийского университета Майкл Газзанига (Michael S. Gazzaniga). Большинство из нас разделяет эту точку зрения. В качестве рождественского подарка мы, скорее, купим (в зависимости от толщины кошелька) носки или iPad, чем альбом с картинами мастеров Ренессанса. Дополнительные занятия по английскому или математике кажутся большинству родителей более удачным выбором, чем художественный, музыкальный или театральный кружок. Ведь какой прок в игре пятилетнего ребенка на пианино кроме развития слуховой коры мозга и подпитки снобизма его родителей?

Между тем нейробиологи утверждают, что общение с искусством, особенно в областях, связанных с выступлением на сцене, подстегивает работу мозга и прекрасно готовит его к занятию точными науками, в первую очередь развивая необходимую для познания концентрацию. Неслучайно, «центр прекрасного» располагается в префронтальной коре головного мозга — самой молодой в эволюционном отношении его части, которая отвечает также за аналитическое мышление.

Когнитивные механизмы

Когда мы разглядываем картины вне зависимости от того, кем они написаны — голландскими мастерами XVII века или французскими импрессионистами, в мозге активизируется затылочная часть коры головного мозга. Когда мы слушаем Девятую симфонию Малера или альбом Тома Уэйтса, мы стимулируем височные доли, а когда читаем Чеслава Милоша (Czesław Miłosz) — нейронные сети лобных долей. Мозг работает еще интенсивнее, когда мы сами играем на пианино, рисуем или пишем стихотворение. Ученые выяснили, что сочинение, исполнение и прослушивание музыки задействует все наши когнитивные механизмы. Когда вы берете в руки гитару, «восприятие, память, внимание, моторика, эмоции, абстрактное мышление и понимание чужого сознания — все эти механизмы включатся в сложную работу», — подчеркивает Майкл Газзанига.

Все виды искусств, особенно те, которые связаны с выступлением на сцене, активизируют познавательное внимание, то есть, как объясняет в своем эссе «Мозг и искусство» нейробиолог профессор Ежи Ветулани (Jerzy Vetulani), «способность избирательно сосредотачиваться на интеллектуальных импульсах в течение времени, которое  необходимо для их кодирования и записи в рабочей памяти».

Согласно определению психолога Роберта Стернберга (Robert Sternberg) (который прославился как создатель трехкомпонентной теории любви, но занимается также изучением креативности и интеллекта), благодаря вниманию мы активно перерабатываем ограниченный фрагмент информации среди того огромного объема, который мы получаем при помощи органов чувств. Мы способны выбрать источник информации, изучить перцептивное поле в поисках того, что нам требуется, продлить состояние концентрации, скоординировать задачи и переключиться между ними. Все эти умения необходимы для обучения, в чем мог убедиться каждый, кто наблюдал за семилетним ребенком, садящимся за домашнее задание. Но что же такого исключительного в этом искусстве, что оно помогает учиться? Красота и удовольствие, отвечают ученые.

Аффекты и эффекты

Николас Хамфри (Nicholas Humphrey) из Кембриджа, который изучает эволюцию человеческого интеллекта и сознания, заинтересовался тем, как мы совершаем эстетический выбор. Как и зачем мы называем что-то прекрасным, а что-то уродливым? Хамфри полагает, что «источником эстетических преференций служит наблюдающаяся у животных и людей склонность к поиску опыта, на основе которого можно научиться классифицировать объекты окружающего мира. Красивые структуры в природе или искусстве — это те, которые облегчают задачу классифицирования». Психолог считает, что умение выносить эстетические оценки очень важно для процесса обучения.

По мнению Джона Туби (John Tooby) и Леды Космидс (Leda Cosmides) из Центра эволюционной психологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, в процессе эволюции мы научились различать  прекрасное и стремиться к нему (когда мы видим нечто уродливое, в коре мозга активизируется двигательная зона, будто центр управления подает нам сигнал к бегству), чтобы искать и собирать разнообразные впечатления, которые помогают максимально развить адаптационные возможности.  Как подчеркивает профессор Газзанига, «усиление положительного аффекта — это желательное воздействие, вне зависимости от того, что становится его источником: слуховой, зрительный импульс или другие ощущения. Хорошее настроение увеличивает познавательную гибкость и помогает творчески решать проблемы».

Туби и Космидс пишут, что занятия искусством кажутся нам бесполезными, потому что мы оцениваем их с точки зрения изменений, которые появляются в итоге во внешнем мире, между тем, важнее всего то, что происходит в мире внутреннем — в мозге. Кажется, что изображать пейзажи акварелью, это не так полезно, как решать уравнения с двумя неизвестными, потому что именно последние появятся на экзаменах. Отказываться от математики, конечно, не стоит, но одновременно ненужно недооценивать искусство, потому что благодаря ему мозг, возможно, научится быстрее и успешнее концентрироваться.  Как утверждают Тооби и Космидс, инвестиции в искусство, это инвестиции в нейрокогнитивную организацию. Они особенно полезны в первые годы, и приносят эффект на протяжении большей части жизни.

Скрипка Эйнштейна

В том, что занятия искусством идут в паре с научной карьерой, убеждает не только пример Леонардо да Винчи, которого мы назвали бы сейчас одновременно художником, архитектором, философом, музыкантом, математиком, механиком, анатомистом и геологом. Психофармаколог, нейробиолог и биохимик Ежи Ветулани, один из наиболее цитируемых польских ученых, был одним из основателей «Подавала под баранами» (созданный в 1956 году в Кракове театр-кабаре, ставший клубом для творческой молодежи и сценой для выступления артистов разных жанров, – прим.перев.) и долгое время выступал там в качестве конферансье, заменяя находящегося тогда в Париже Петра Скшинецкого (Piotr Skrzynecki) (актер, режиссер, сценарист, — прим. перев.). Его коллега по Институту фармакологии Польской академии наук профессор Рышард Пшевлоцкий (Ryszard Przewłocki), который изучил новый механизм появления страха, много лет выступал в краковском экспериментальном «Театре 38». Американский физик-теоретик Ричард Филлипс Фейнман (Richard Phillips Feynman), один из создателей квантовой электродинамики и лауреат Нобелевской премии по физике в 1965 году, играл на барабане и занимался живописью. Микробиолог Хилари Копровский (Hilary Koprowski), который создал вакцину против полиомиелита, тоже занимался музыкой: он играл на пианино и сочинял. Как и, например, изобретатель телефона Александр Грейам Белл (Alexander Graham Bell).

Альберт Эйнштейн с четырехлетнего возраста играл на скрипке. Эльза, супруга Эйнштейна, вспоминала: «Я влюбилась в Альберта еще маленькой девочкой, потому что он прекрасно исполнял Моцарта на скрипке. (…) Еще он играл на фортепиано. Музыка помогала ему размышлять о своих теориях. Он шел в кабинет, играл несколько нот, что-то записывал, снова возвращался в кабинет».

Кишки и разум

Гленн Шеленберг (Glenn Schellenberg) из Торонтского университета наблюдал за шестилетними детьми в нескольких группах: одни занимались игрой на синтезаторе, другие пением или театром, у других таких занятий не было. Исследование показало, что уроки музыки незначительно, но стабильно повышали коэффициент умственного развития. В свою очередь, группа под руководством Хелен Невилл (Helen Neville) из Орегонского университета изучала детей в возрасте от трех до пяти лет, принимавших участие в программе Head Start, нацеленной на удовлетворение образовательных и культурных потребностей детей из малообеспеченных семей. Невилл выяснила, что дети, которые занимались искусствами, в частности, музыкой, значительно улучшили свои показатели, связанные с концентрацией, зрительно-пространственными функциями и даже… умением считать.

Знания о влиянии искусства на интеллектуальное развитие использует на практике центр Леонарда Бернстайна (Leonard Bernstein) в американском Геттисберге, основанный в 1992 году наследниками прославленного дирижера и композитора. Разработанный там метод «artful learning» внедрили, в частности, в Начальной школе Moffett в Лос-Анджелесе, большинство учеников в которой происходят из сложных, отсталых в образовательном и культурном плане семей. Дети изучают физику (например, равновесие, принципы конструкции) на примере 17 башен района Уоттс, национального исторического памятника, сравнивая его с Эйфелевой башней и размышляя о временах создания этих построек. Благодаря методу соединения искусства с получением знаний, учебному заведению удалось переместиться с конца рейтинга американских школ, в его середину. «Огромный недостаток польской системы образования состоит в том, что там очень мало уроков, связанных с искусством», — отмечает профессор Ветулани.

«Не странно ли, что овечьи кишки способны так вытягивать из человека душу?» — задается вопросом Шекспир в пьесе «Много шума из ничего». Как выясняется, кишки могут гораздо больше: они пробуждают не только душу, но и разум.

Катажина Срочиньска — главный редактор журнала Coaching, руководитель раздела «Психология» журнала Focus.

http://inosmi.ru/science/20160109/234998513.html

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

Любовь кому за 35

Знаете, после 35 романтичным и сексуальным в мужчинах стало другое. Другое, чем в 18, в смысле.

Там одна роза и шампанское складывали семьи. Даже в 20 «у тебя красивые глаза» и «я ждал тебя всю жизнь» чудесно функционировали.

Сейчас не удивляет и курьер с лилиями. Нет, волшебно, конечно, но… Огромный пучок зелени с рынка скорее заставит улыбнуться.

Раньше было проще. Вот скажет он, брутально нахмурив одну бровь, «я устал быть идеальным для всех, хочу быть идеальным лишь для тебя, детка», и ты в свои 18 растаяла, он же великолепный! Хочу быть его декабристкой…

А сейчас фыркнешь и плюнешь, потому что он идиот на понтах корявых.

Раньше я бы разрыдалась от восторга, если бы кто-то приехал ко мне под окно на крыше автомобиля, еще и с цветами, почти как ричард гир к джулии робертс. А вот когда и вправду приехал (не гир, но почти бен аффлек), циничная ведьма во мне смотрела из окна, позевывая, и бухтела о помятой крыше, страховке, и том, что рухнет ведь сейчас эта поддатая скотина, а вдруг машина навстречу, и в итоге… «слезай оттуда, идиот, иди оладьи есть!»

Раньше нравилось, когда не замечает. Прям азарт включался, Печорин вспоминался. А теперь не замечаешь того, кто не замечает. И того, у кого все сложно, и того, кто пропадает, не позвонив, и того, кто «не может разобраться в себе». Нафиг надо ребусы разгадывать. Несчастных и ищущих себя просьба не беспокоиться.

Раньше хотелось, чтобы восхищался, как ты можешь все сама, не хуже мужчин. А теперь нужен такой, кто сам мужчина, решит, привезет, замок починит, банку откроет и руку поцелует.

Раньше духи и плюшевые мишки вызывали писк. Теперь… Не, ну духи по-прежнему вызывают писк, че уж. Но крутая сковородка круче мишек, однозначно.

Раньше хотелось, чтобы сводил в модное место, а теперь ужасно привлекает предложение «давай сходим вкусно поедим». И сексуально, когда готовит ужин, простой и вкусный. Пусть даже макароны по-флотски, потому что я их люблю.

Раньше нравились модные, а теперь модные настораживают. Особенно если в джинсах-колготках и с чубом. Дерзкие. Брр. Понятнее и ближе те, что в чистом и хлопковом. Мягкое хочется обнимать. Хлопковое проще гладить.

Вместо былых привлекательных подонков, сердце трогают нежные отцы, вместо оригиналов и бруталов — те, с кем весело и просто, вместо идеально бритых — бородатые и с татухами. Вместо искрометных — ироничные. Старательно-Искрометные они вообще стали очень утомлять. А вот злобно поржать — бесценно. И еще живущие с мамой больше не кажутся милыми.

Раньше те, кто говорит «секс — это не главное», считались вежливыми принцами, а теперь вызывают серье-е-езные подозрения…

Необъяснимо, но раньше восхищали рассказы про то, как он нажрался, угнал мотоцикл, разбил машину под камазом, да и голову там же, потому что не боится скоростей и ваще лихой, и шрамы, детка, это у смелых, и обогнать ферарри — дело чести… Теперь тошнит от таких мудаков и хочется непьющих спортсменов, соблюдающих пдд, (без зпппп и вп, но с жп, пардон, не удержалась).

Раньше было волшебно, если он тебя подвезет. А теперь просто башню сносит, если он дает тебе в руку ключи от чего-то спортивного и говорит: «хочешь отвезти себя домой?»

Или даже вот так: «хочешь, покатаю на электромобиле? Это интонационно и экологически ответственно» (цитата). Ну рыцарь же, ну!!!

Женатые мужчины после 35 становятся добрыми друзьями, потому что после всего, во что ты вляпалась, уже знаешь, они — как сахар на ночь. Грозит болезнями сердца. Если молодые и красивые и на мотоцикле, просто представляешь, что они — плод твоего воображения. Улыбаемся и дружим.
Ужасно привлекает какое-то дело. Умение. Сидишь, пьешь кофе с кардиохирургом и слушаешь истории, как он делал операции на открытом сердце (не понтовался вообще, я сама спросила). И понимаешь, что это сильнее, чем шампанское, и крутая тачка, и не замечать…

Вообще крутая тачка (не просто тачка, а «смотри, какая у меня крутая тачка»), крутой костюм (не просто костюм, а уаааау гуччи-хуюччи) и еще понты, и взгляд «я круче абрамовича» — сразу как-то пугают больши-и-ими хлопотами — это ж просто в трениках не выйдешь, просто в кедах с ним рядом не встанешь, просто котлет не нажаришь. Да-ну-на…

Сексуально, когда весело и просто, сексуально, когда умный, когда заботливый, сексуально, когда не обижается, когда честный — ооочень сексуально. Еще верность среди афродизиаков очень взлетела к вершине, а с целью растить внуков (не, ну а че, они не за горами) — тогда вообще огонь!

А вот всякие мелочи, типа «ходит по дому в носках и трусах» — они как-то перестали так в глаза бросаться. Пусть ходит, лишь бы не в стрингах (ой, щас че только не бывает).

Одно не изменилось — все так же романтично и весело обниматься на лавочке в парке. Правда, со своим пледом надо приходить и дорогим портвейном. А потом вызвать нормальное такси, потому что ездить пьяным за рулем в нашем возрасте совершенно не сексуально.

© Anna Gerasimenko

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

суббота, 9 января 2016 г.

Самооценка жителей стран Запада выше, чем в других государствах

Ученые провели исследование, которое показало, что самооценка жителей стран Запада выше, чем у людей того же возраста, проживающих в менее развитых странах.

Исследователями были изучены анкеты, заполненные почти 1 млн добровольцев (и мужчин, и женщин), проживающих в 48 странах мира. Ранее сравнительный анализ уровня самооценки у жителей стран Запада и населения развивающихся стран не проводился.

По словам ученых, с возрастом самооценка у людей, проживающих в развитых странах, увеличивается. Также исследование показало, что уровень гендерного разрыва различается в западных странах и странах с развивающейся экономикой. У населения стран, с менее развитой экономикой, гендерный разрыв более ощутим, чем в экономически развитых государствах.

Ученые объяснили это комплексами, которыми формируются еще в детском и подростковом возрасте. По их мнению, девочки из развивающихся стран довольно часто комплексуют из-за своей внешности, что приводит к понижению уровня их самооценки. А вот в западных странах меньше обращают внимание на внешность ребенка, что позволяет формироваться личностям с более высокой самооценкой.

http://informing.ru/

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru